Сибирские огни, № 7 - 1983
В :'опыте черновцев обращает внимание педагогически правильная его организация: воспитывает не сам по себе труд, а прежде всего те отношения, в которые люди всту пают в процессе труда. Пятизначные цифры дохода от произведенной продукции не должны заслонять от нас нравственного аспекта трудового обучения, в основе ко торого лежит правильное соотношение мо ральных и материальных стимулов. Нам очень важно знать, какое сознание форми руется в процессе труда. Исходным должен стать следующий тезис: «Важно не только то, чтобы хороший труд хорошо возна граждался и получал достойное обществен ное признание. Необходимо, чтобы практи ка материального и морального поощрения развивала в людях сознание полезности, нужности их усилий, выпускаемой ими про дукции, чтобы она утверждала в конечном счете чувство их сопричастности делам и планам своего коллектива, всего народа. А это чувство мобилизует, дисциплинирует больше всяких уговоров и призывов» (Ю. В. Андропов.'Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. «Коммунист», 1983, № 3, с. 16) . Если оценивать удачный опыт Чернов- ской средней школы по организации про изводительного труда, то на первое место следует поставить не только инициативу школы, но и педагогизацию руководящих кадров колхоза имени Суворова. Этим тер мином мы будем пользоваться неоднократ но: дело в том, что проблемы воспитания сегодня нельзя рассматривать как внут ренние проблемы школы. Школа, хочет она того или нет, должна освободиться от до- энтээровской замкнутости. В условиях НТР школа должна открыть свои двери жизни. Граждански широко мыслящие руководи тели хозяйства поняли тенденцию времени и вошли в школу не как благотворители и меценаты, их деятельность носит педагоги чески осмысленный характер. Это веление времени серьезно ставит вопрос о необходи мости подготовки таких документов, в ко торых лучший опыт нашел бы отражение и стал бы нормой жизни школы на селе, ибо там, где царит инерция перегородок между школой и хозяйством, ^'де руководители хозяйств по-прежнему делят поля на «свои» и «школьное», где зрботы школьные не ста новятся собственными заботами хозяйства, там наносится непоправимый урон нашему общему делу. Федор Матвеевич Жерносенко — дирек тор Чаинской средней школы Купинского района, работает учителем 35 лет. Из них десять директорствует в Чаинке. Проблемы сельской школы ■— это проблемы его соб ственной жизни. Он уговорил своего сына Александра Федоровича, специалиста с высшим сельскохозяйственным образовани ем, пойти работать в школу. Федор Мат веевич отлично понимал, что приобщение к труду на низком ремесленном уровне скорее отучает от Груда, и он приложил немало сил, чтобы оставить своего сына в школе. Александр Федорович, современный молодой человек, внял голосу отца. Так в Чаинской сельской средней школе появился столь необходимый сегодня педагог-мужчи на. Он с энтузиазмом принялся за новое для себя педагогичес'кое дело; заложил сортоиспытательные опыты, привез три сор та пшеницы («приобскую», «новосибир скую», «иртышскую»), а также четыре сор та овса. Началась интересная эксперимен тальная работа. Обещая гарантированную оплату испытателям, он целое лето пробыл с детьми в поле. Пришло время уборки. Своя техника годилась только в утиль. Стал просить колхоз убрать урожай, хотя пози ция просителя оскорбляла. «Подожди, свое уберем, потом — ваше»,— услышал он в от вет. В результате скот потоптал все опыт ное школьное поле. Александр Федорович не может говорить без дрожи в голосе: — Представляете, как это повлияло на ребят? Мне стыдно смотреть им в глаза. К сожалению, таких примеров немало. В лучшем случае школа используется кол-' хозом потребительски: снять детей с заня тий на прорыв, заготовить недостающий корм и т. д. В учцтеля трудового обучения не идут хорошие специалисты. Нередко это бывают те, кого попросили из колхоза. Че му они могут научить детей? Хороший специалист сельского хозяйства, придя в школу на должность учителя, по падает в столь зависимое положение от хо зяйства, что долго не выдерживает. Настало время навести и здесь порядок, разработать такие формы совместной дея тельности хозяйств и школ, где бы четко обозначились взаимные обязательства. Ди ректора школ не должны выступать жал кими просителями! И далее: почему пред ставители управлений сельского хозяйства в лучшем случае присутствуют на августов ских учительских конференциях, где опять же говорят об обязанностях учителей, а во все не о том, что все мы делаем одно об щее дело. Между тем тенденция прятаться за ведомственные перегородки сметается са мим временем. Вернемся к Косяку, с которого начали разговор. «Косяк при жизни воздвиг себе памятник»,— с уважением и благодар ностью говорят люди, слушая, как шумит кулундинский лес. Да, Косяк всю жизнь вынашивал мечту о памятнике, но не себе — детям, которые посадили лес. Он мечтает отыскать открытое место, с которого па мятник детям был б ы виден всем, кто жи вет в районе, всем, кто приедет в Карасук. Дети, насаждающие лес,— назовите памят ник прекраснее! ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ: « З А » И «ПРОТИВ» С чего начинается театр? С вешалки. С чего начинается сегодняшнее село? Со школы. Исчезновение сел, о которых с тревогой говорят сегодня, происходило, как прави ло, после закрытия школ. Закрывались шко лы, и люди, минуя центральную усадьбу колхозов и совхозов, отправлялись либо в пригороды, либо в города. Так, например, закрытие Рождественской школы в Сузун- ском районе обернулось тем, что 47 меха низаторов вынуждены были покинуть село. Проблема исчезающих сел стала прежде всего проблемой народного образования. Какой должна быть сельская школа? Ма- 5 Сибирские огни № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2