Сибирские огни, № 7 - 1983

лением колхоза имёни Суворова и админи­ страцией школы. Договор определял виды предстоящих работ, закрепление за школой земельных участков и необходимой сель­ скохозяйственной техники, оговаривал оп­ лату за производительный труд. Чрезвычайно в'ажным, с точки зрения пе­ дагогической, представляется^ следующий этап: обсуждение договорных условий на расширенном заседании совета ученической бригады. Самостоятельность и гласность — вот два краеугольных камня, на которых стро­ ится работа ученической бригады. Это по­ вышает чувство ответственности у ребят. Задолго до наступления весенне-посевной кампании специалистами колхоза были со­ ставлены технологические карты на пред­ стоящие работы, а учитель труда школы Попков Г. И. определил график работы учащихся на сельхозтехнике. Взрослые, по­ нимали: если ставится задача сформировать подлинную психологию земледельца, надо сделать так, чтобы каждый юноша принял участие во всех видах сельскохозяйствен­ ных работ — пахоте, предпосевной обработ­ ке, севе и прикатывании. Уже в 1980—1981 годах за ученической производственной бригадой был закреплен участок в размере 75 га. На площади в 70 га был засеян овес сорта «Ристо». Все работы учащиеся про­ вели в установленные агротехнические сроки. В то же время все понимали, что если производительный труд в сельскохозяйст­ венном производстве, как и в любом дру­ гом, не приобщает учащихся к новейшей технологии, если в этот труд не внесен эле­ мент науки, воспитательные его возможно­ сти оказываются невелики. Вот почему в колхозе имени Суворова решили, что на 20 гектарах необходимо заложить опыт, который осуществлялся бы при участии агрономов. Юрий Дмитриевич Рыльский, директор Черновской средней школы, рассказывает,- как весной дети в перемену бегали на свои поля посмотреть, каковы всходы, как летом с гордостью сравнивали свои участки с колхозными и радовались, насколько чище их деляны. Эту радость хлебороба в колхо­ зе «запланировали»: здесь не поскупились отдать львиную долю минеральных удобре­ ний третьей бригаде — детям. Ученический коллектив' стал одной из бригад колхоза, которая усиленно опекалась. Руководители хозяйства знали: здесь решается судьба не только урожая в данном году, но и судьба последующих урожаев — ибо вместе с всхо­ дами растут характеры хозяев земли. Не только учащиеся, но и руководители колхоза гордились: урожайность на учени­ ческом поле в среднем на три центнера с гектара выше, чем на других колхозных наделах. Ученическая производственная бригада произвела продукции на 11 тысяч рублей. На спецсчет школы поступило из этой суммы 7 тысяч рублей, распорядите­ лем которых стал совет ученической брига­ ды. Вот тогда-то, после первой трудовой ,по- • беды, председатель колхоза Юрий Алек­ сандрович Бобырев, вручил победителям не только ценные подарки. Он вручил всем членам ученической бригады трудовые книжки. С этого торжественного акта уче­ ническая бригада стала официально имено­ ваться 3-й производственной. В 1981/82 учебном году за нею было закреплено уже 152 гектара пахотной земли. Для семенных целей был посеян овес новых для ребят сортов — «Нарымский» и «Золотой дождь». Опытное поле на этот раз заняло 30 гекта­ ров. Важнейшей вехой воспитания детей тру­ дом стало, пожалуй, решение школы и колхоза о приобщении к труду учащихся с 4-го класса. Были организованы звенья по классам, эти звенья вошли в состав учени­ ческой бригады. За каждым звеном закре­ пили определенный объем работ. В ходе весенней посевной кампании в качестве опытной работы решили предпосевную об­ работку земли лущильниками заменить культивацией. Этот агротехнический прием в 1982 году, неблагоприятном году, себя оп­ равдал! Именно на поле ученической брига­ ды количество сорняков было минимальным. В этом году средняя урожайность опытно­ го ученического поля была выше на 6,24 центнера с гектара. Объем произведенных работ и полученной продукции в денежном выражении составил 18000 рублей. На спец­ счет школы поступило 9200 рублей. Говоря о материальной стороне дела, мы не должны упускать из вида воспитание гармонически развитой личности, которая воплотит в себе, говоря словами Ю. В. Анд­ ропова, «...новое качество жизни трудящих­ ся масс, которое отнюдь не сводится к ма­ териальному комфорту, а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия» (Ю. В. Андропов. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалисти­ ческого строительства в СССР. «Комму­ нист», 1983, № 3, с. 14). Особое место в трудовом воспитании уча­ щихся Черновской средней школы занимает летний лагерь труда и отдыха, размещен­ ный в пришкольном интернате. Председатель колхоза имени Суворова рассказывает, что поначалу при создании лагеря возникло серьезное беспокойство: удастся ли в этом лагере собрать учащихся, проживающих в других селах? Отпустят ли своих детей родители? Однако опасения не оправдались. К указанному сроку уча­ щиеся, проживающие в селах Орловка, Колбаса, Бочкаревка, Верх-Чекино, явились в полном составе. Родители оценили смысл пребывания своих детей в летнем лагере, где трудовая закалка сопровождается .ме­ роприятиями, имеющими цель дать всесто­ роннее развитие учащимся: здесь осуществ­ ляется физическое, эстетическое воспитание. Немаловажно, что летний отдых и труд проходят в формах коллективной жизни. Дети сами рвутся в лагерь. Результатом совместной работы хозяйства и школы яв­ ляются зримые показатели: школа имеет свой прекрасный машинный двор, свой га­ раж, сверлильный станок, сварочный аппа­ рат. Колхоз гордится богатым хозяйством своей 3-й производственной бригады. В рассказах Юрия Александровича Бо­ бырева и Дмитрия Ивановича Украинко — секретаря парткома колхоза имени Суворо­ ва на первое место выступают отнюдь не коммерческие дела. Дмитрий Иванович по образованию педагог. Его волнует не толь­ ко судьба бригады, но и положение учителя на селе, но об этом будет сказано ниже.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2