Сибирские огни, № 7 - 1983

резерв, повышения эффективности и качест­ ва учебно-воспитательного процесса в шко­ ле. В этом отношении неоценимое значение имеет опыт известного советского педагога Михаила Петровича Щетинина, лауреата премии Ленинского комсомола, который практически создал такую систему в Ясно- Зоренской (Белгородская область) и Зыб- ковской (Кировоградская область) средних школах. Нам надо позаботиться, чтобы опыт из­ вестных педагогов-новаторов стал как мож­ но скорее достоянием всех учителей, и в то же время не допускать его дискредитации поспешным и неумелым использованием. И здесь особая ответственность ложится на местные органы народного образования. «Руководитель-коммунист,— говорил В. И. Ленин,— тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощ­ ников из педагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опыт показать и учесть». К сожалению, многие работники местных органов народного образования, директора школ предпочитают пассивно ждать «указа­ ний сверху». Включение детей в производи­ тельный труд пока есть дело личного энту­ зиазма отдельных директоров школ и от­ дельных руководителей хозяйств. Чаще же всего организация производительного труда учащихся сводится к так называемому шеф­ ству, носящему случайный, эпизодический характер, или к созданию ученических бригад на бумаге, ибо эти ученические бригады, как показывает анализ, заняты в большинстве случаев уборкой колхозного урожая или выращиванием овощей для сво­ ей столовой. Между тем, казалось бы, по­ нятно, что производительный труд не может быть сведен к труду по самообслуживанию. Не может способствовать воспитанию учащихся и старая, допотопная техника, ко­ торую колхозы нередко списывают для школ, полагая, что этим может исчерпать­ ся их обязанность по отношению к школе. Неумело организованное трудовое воспи­ тание наносит непоправимый ущерб не только учащимся, но и народному хозяйст­ ву, ибо уже в процессе такого труда мы за­ ведомо теряем будущего работника сель­ скохозяйственного производства. Там, где понимают это, организация производитель­ ного труда учащихся строится не на нача­ лах шефства или, что нередко бывает, благотворительности, а на единственно пра­ вильных, социально выверенных основани­ ях — на включении школьников в состав колхозных бригад, чтобы весь процесс, от момента сева до сбора урожая, воспиты­ вал в ученике навыки, необходимые для современного производства, а также чувст­ во ответственности за свой труд, который есть часть общего, колхозного труда. Имеем ли мы в нашей Новосибирской области такие примеры? Оказывается, да, имеем, только не торопимся этот опыт изу­ чать, обобщать, делать его достоянием пе­ дагогической общественности. А дело отла­ гательства не терпит. Наше инертное отно­ шение к организации производительного труда в школе слишком дорого обходится государству. Мы убеждены, что проблема воспитания сознательной дисциплины, под­ нятая сегодня в. масштабах государства, истоками своими уходит прежде всего в школу. Правы те руководители хозяйств, кото­ рые говорят, что проблему отношения к труду мы создаем сами, и в значительной степени' искусственно, ибо упускаем тот возрастной период, когда ребенок тянется в поле с родителями, тянется к технике, считает своим счастьем участие в общем деле. «Разве допустимо,— говорит Григорий Иванович Ромащенко, председатель колхо­ за имени' Карла Маркса из села Ирбизино Карасукского района,— чтобы до 18 лет нельзя было поставить на комбайн ученика? Человек уходит в армию, практически не готовый к жизни. В 21 год, вернувшись из армии, не имея специальности, он занят уже другими мечтами — завести семью и т. д. Такой молодой человек, не привязан­ ный делом к земле, слоняется, возникает слабодушие — ему все равно, куда подать­ ся, и он уходит в город. Он пропал для нас. Пропал для земли. Это не годится. Как не годится и такое, когда после деся­ того класса человек идет в ОПТУ на 8 ме­ сяцев учиться на тракториста. А почему он в школе этому не учился? Вам известно, что школьные удостоверения на вождение трактора недействительны? Мы пошли на заведомое нарушение: сами выдаем удо­ стоверения, которые действительны в пре­ делах нашего колхоза. Взяли это дело на свою ответственность»... То, что делает в своем хозяйстве Г. И. Ро­ мащенко, необходимо тщательным образом изучить и внедрить в других хозяйствах и других школах. Он пошел на создание классов на самих фермах. Ребята должны обучаться, допустим, машинному доению, непосредственно на ферме. У Григория Ива­ новича есть цех по воспитанию механизато­ ров, где в распоряжение ребят предостав­ лена новейшая колхозная техника. Он хорошо понимает, что только .там, где ра­ бота школы и хозяйства воспринимается- как дело единое, неделимое,— только там будут результаты, которыми можно гор­ диться. Представляет большой интерес опыт под­ готовки учащихся к труду совместными усилиями партийной организации, правле­ ния колхоза имени Суворова д Черновской средней школы Кыштовского района. В 1980/81 учебном году педагогический коллектив Черновской средней школы ре­ шил пересмотреть методы трудового воспи­ тания и профессиональной ориентации в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершен­ ствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Школа вошла с предложени­ ем в партийное бюро колхоза имени Суво­ рова. 30 января 1981 года открытое пар­ тийное собрание колхоза постановило: обеспечить организацию работы учениче­ ской производственной бригады школьни­ ков и лагеря труда и отдыха в летний пе­ риод на полях колхоза. Параллельно было проведено общее собрание учащихся, на котором избрали бригадира ученической бригады. Им стал ученик 9 класса Сергей УкраинКо. Центральный момент в истории данного опыта — заключение договора, междупр.а.в-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2