Сибирские огни, № 7 - 1983
резерв, повышения эффективности и качест ва учебно-воспитательного процесса в шко ле. В этом отношении неоценимое значение имеет опыт известного советского педагога Михаила Петровича Щетинина, лауреата премии Ленинского комсомола, который практически создал такую систему в Ясно- Зоренской (Белгородская область) и Зыб- ковской (Кировоградская область) средних школах. Нам надо позаботиться, чтобы опыт из вестных педагогов-новаторов стал как мож но скорее достоянием всех учителей, и в то же время не допускать его дискредитации поспешным и неумелым использованием. И здесь особая ответственность ложится на местные органы народного образования. «Руководитель-коммунист,— говорил В. И. Ленин,— тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощ ников из педагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опыт показать и учесть». К сожалению, многие работники местных органов народного образования, директора школ предпочитают пассивно ждать «указа ний сверху». Включение детей в производи тельный труд пока есть дело личного энту зиазма отдельных директоров школ и от дельных руководителей хозяйств. Чаще же всего организация производительного труда учащихся сводится к так называемому шеф ству, носящему случайный, эпизодический характер, или к созданию ученических бригад на бумаге, ибо эти ученические бригады, как показывает анализ, заняты в большинстве случаев уборкой колхозного урожая или выращиванием овощей для сво ей столовой. Между тем, казалось бы, по нятно, что производительный труд не может быть сведен к труду по самообслуживанию. Не может способствовать воспитанию учащихся и старая, допотопная техника, ко торую колхозы нередко списывают для школ, полагая, что этим может исчерпать ся их обязанность по отношению к школе. Неумело организованное трудовое воспи тание наносит непоправимый ущерб не только учащимся, но и народному хозяйст ву, ибо уже в процессе такого труда мы за ведомо теряем будущего работника сель скохозяйственного производства. Там, где понимают это, организация производитель ного труда учащихся строится не на нача лах шефства или, что нередко бывает, благотворительности, а на единственно пра вильных, социально выверенных основани ях — на включении школьников в состав колхозных бригад, чтобы весь процесс, от момента сева до сбора урожая, воспиты вал в ученике навыки, необходимые для современного производства, а также чувст во ответственности за свой труд, который есть часть общего, колхозного труда. Имеем ли мы в нашей Новосибирской области такие примеры? Оказывается, да, имеем, только не торопимся этот опыт изу чать, обобщать, делать его достоянием пе дагогической общественности. А дело отла гательства не терпит. Наше инертное отно шение к организации производительного труда в школе слишком дорого обходится государству. Мы убеждены, что проблема воспитания сознательной дисциплины, под нятая сегодня в. масштабах государства, истоками своими уходит прежде всего в школу. Правы те руководители хозяйств, кото рые говорят, что проблему отношения к труду мы создаем сами, и в значительной степени' искусственно, ибо упускаем тот возрастной период, когда ребенок тянется в поле с родителями, тянется к технике, считает своим счастьем участие в общем деле. «Разве допустимо,— говорит Григорий Иванович Ромащенко, председатель колхо за имени' Карла Маркса из села Ирбизино Карасукского района,— чтобы до 18 лет нельзя было поставить на комбайн ученика? Человек уходит в армию, практически не готовый к жизни. В 21 год, вернувшись из армии, не имея специальности, он занят уже другими мечтами — завести семью и т. д. Такой молодой человек, не привязан ный делом к земле, слоняется, возникает слабодушие — ему все равно, куда подать ся, и он уходит в город. Он пропал для нас. Пропал для земли. Это не годится. Как не годится и такое, когда после деся того класса человек идет в ОПТУ на 8 ме сяцев учиться на тракториста. А почему он в школе этому не учился? Вам известно, что школьные удостоверения на вождение трактора недействительны? Мы пошли на заведомое нарушение: сами выдаем удо стоверения, которые действительны в пре делах нашего колхоза. Взяли это дело на свою ответственность»... То, что делает в своем хозяйстве Г. И. Ро мащенко, необходимо тщательным образом изучить и внедрить в других хозяйствах и других школах. Он пошел на создание классов на самих фермах. Ребята должны обучаться, допустим, машинному доению, непосредственно на ферме. У Григория Ива новича есть цех по воспитанию механизато ров, где в распоряжение ребят предостав лена новейшая колхозная техника. Он хорошо понимает, что только .там, где ра бота школы и хозяйства воспринимается- как дело единое, неделимое,— только там будут результаты, которыми можно гор диться. Представляет большой интерес опыт под готовки учащихся к труду совместными усилиями партийной организации, правле ния колхоза имени Суворова д Черновской средней школы Кыштовского района. В 1980/81 учебном году педагогический коллектив Черновской средней школы ре шил пересмотреть методы трудового воспи тания и профессиональной ориентации в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершен ствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Школа вошла с предложени ем в партийное бюро колхоза имени Суво рова. 30 января 1981 года открытое пар тийное собрание колхоза постановило: обеспечить организацию работы учениче ской производственной бригады школьни ков и лагеря труда и отдыха в летний пе риод на полях колхоза. Параллельно было проведено общее собрание учащихся, на котором избрали бригадира ученической бригады. Им стал ученик 9 класса Сергей УкраинКо. Центральный момент в истории данного опыта — заключение договора, междупр.а.в-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2