Сибирские огни, № 7 - 1983
ратил внимание на то, что в условиях степи не может у ребят сформироваться такое отношение к посадкам, какое само собой складывается, Допустим, на Украине. «Если живешь в европейской части стра ны,— говорит он,— где дом непременно име ет сад, ребенок сызмалетства привыкает дорожить каждой веткой; попробуй сорви— получишь по грешному месту, а здесь — что тебе сад, что тебе пустошь — все едино». Значит, рассуждает Н. А. Косяк, надо воспитывать любовь к природе, желание работать на пользу природе с детства. Он осуждает практику современных пионерских лагерей, где дети обречены, с его точки зре ния, на праздность: «Кормят их, забавляют, а они лежат. Не должно быть никаких ла герей, где бы ребенок не был включен в труд». Поэтому Николай Алексеевич вы строил прекрасный лагерь труда и отдыха, создал условия, педагогически целесообраз ные, которые позволили решить и проблему насаждения лесов, и проблему воспитания. Он не считался с затратами на создание условий для пятнадцати школьных лесни честв, которые помогли включить детей в производительный труд. «Вклад детей в нашу отрасль,— говорит Н. А. Косяк,— переоценить невозможно. Без детей поднять лесистость района на одну треть попросту не представлялось возмож ным». Сталкивался ли он с какими-нибудь педа гогическими трудностями в своей огромной работе, в которую были включены сотни учащихся района? «Нет,— говорит,— никаких бед не знал и не знаю... Проблема Кулунды без участия детей не была бы решена. Главное — это то, Что дети в нас, взрослых, поверили. Мы их не обманули». Н. А. Косяк обратил внимание на то, что сами дети, участвующие в производитель ном труде, начинают экологическое воспи тание своих родителей. Таково влияние психологических последствий производи тельного труда детей. Николай Алексеевич считает, что современная школа с ее замк нутостью в собственно образовательных проблемах плохо решает задачу подготовки молодого человека к участию в трудовой жизни. «Работу школы надо пересмотреть на новых началах»,— мнение человека, име ющего моральное право сказать такие ре шительные слова в адрес нашей школы. Как же у нас сегодня решается задача включения школьников в производительный труд? Если судить по отчетным данным, тй будто бы неплохо: в 1980 году уже 98 про центов дневных школ страны осуществляли так называемое «углубленное» обучение. Менее одного процента средних и до шести процентов восьмилетних школ в РСФСР, например, не имеют никаких мастерских, все остальные обеспечены. В результате бо лее 90 процентов учащихся 9—10 классов в 1980/81 году проходили в стране трудовое обучение, причем из них 87 процентов — на предприятиях и в организациях. В 1981 го ду в РСФСР было охвачено трудовым обу чением 1128,4 тысячи учащихся 10 классов, то есть более 98 процентов. Из них получи ли квалификацию 671,7 тысячи человек (почти 60 процентов), поступили на работу и пошли учиться по профилю, полученному 62: с в средней школе, 35 процентов от общего выпуска из 10-х классов. В целях повышения уровня подготовки школьников к труду количество часов на трудовое обучение в 9—10 классах, соглас но постановлению ЦК КПСС и Совета Ми нистров, было недавно удвоено: дополни тельные часы должны использоваться на производительный труд. Однако условия для его проведения, необходимая мате риальная база, а отсюда и общая организа ция производительного труда на практике обеспечиваются пока очень и очень слабо. Поэтому сегодня никто толком не может сказать, сколько и какой полезной продук ции создается в результате труда учащихся в стране, республике, области. Сегодня много говорят о необходимости усиления профориентации школьников на рабочие и сельскохозяйственные специаль ности. Важны, конечно, здесь и профориен тация и профотбор. Главное, однако, как показывает передовой опыт, включить школьников в практическую, хорошо орга низованную работу по профилю тех спе циальностей, на которые хотим ориентиро вать,— то есть опять-таки производитель ный труд. • И тут мы подходим к необходимости признать слабость главного звена всей це почки: учителя трудового обучения, в своей массе, резко отличаются от остальных школьных педагогов низким уровнем обра зования и культуры. Например, в Новоси бирске среди учителей 4—10 классов (без учета преподавателей музыки, рисования, черчения, труда и физкультуры) высшее об разование имели 96,3 процента, а среди учителей трудового обучения — только 29,6 процента. Подобное положение и в других городах и регионах страны. В этом сказы вается традиция отношения к «труду», как второстепенному предмету. Уроки трудово го обучения часто превращаются в обычные учебные занятия, с преобладанием словес ных методов над практическими, хотя клас сно-урочная форма приобщения учащихся к труду, как справедливо отмечалось в жур нале «Коммунист», представляется неубе дительной. «Уровень эффективности трудового воспи тания в большинстве школ,— говорилось в одной из передовых статей журнала,— не соответствует потребностям экономики и социального развития; получаемые знания не закрепляются целесообразной деятель ностью; общеобразовательная и трудовая подготовка протекают параллельно и даже мешают друг другу из-за несогласованности во времени... Убедительный опыт лучших педагогических коллективов подсказывает действенный вариант стратегии трудового воспитания: для всех учащихся — с первых школьных лет до выпускного класса — ор ганично соединить обучение с производи тельным трудом, используя при этом эле менты даже хозрасчета...» Иногда говорят, что предложения о необ ходимости значительного увеличения вре мени на производительный труд школьни ков нереальны, поскольку школьник и так перегружен учебными занятиями. Однако передовая практика показывает, что разум ное чередование уроков с занятиями тру дом, физкультурой, с художественной и тех нической самодеятельностью — огромный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2