Сибирские огни, № 7 - 1983
ОЧЕРК ТА ПУБЛИЦИСТИКА Л. Колесников, секретарь Новосибирского обкома КПСС УЧИТЕЛЬ, ШКОЛА, ЖИЗНЬ Предлагаемые читателю заметки пред ставляют собой размышления партийного работника над теми фактами и явлениями, с которыми пришлось столкнуться в ходе изучения проблемы учитель — школа — жизнь. Сюда вошли результаты многолет них научных исследований и наблюде ния за жизнью, которая нередко с безжа лостностью непреложного факта формули ровала острейшие вопросы учительского бытия. МЕЧТЫ ЛЕСОВОДА Если вы давно не были в Кулундинской степи, в той ее части, где расположен Кара- сукский район, многое непривычно поразит ваш глаз и прежде всего — растянувшиеся на сотни километров лесозащитные полосы. Это и не полосы уже, а лес. Шумит настоя щий зеленый лес, которому жить и жить в этих необозримых просторах. Окажись рядом с вами кто-либо из мест ных жителей, вы обязательно услышите при виде той или иной лесной чащи: «Это Ко сяк...»; «И это Косяк...». Вам укажут на буй ную зелень, сопровождающую длинное шос се, и вы снова услышите: «И это Косяк...» Косяк — понятие не географическое, это фамилия человека, с которым связана гран диозная по размерам лесозащитная эпопея Карасукского района. О ней написаны, статьи, ее историю изучают лесоводы и эко номисты. Но есть во всем этом еще один ас пект — педагогический. Вне связи с ним трудно осознать, оценить экономические по казатели опытного механизированного лес ного хозяйства, возглавляемого Николаем Алексеевичем Косяком. Николай Алексеевич — заслуженный лесо вод и одновременно — отличник народного просвещения. Впрочем, он не одинок: в ряде районов Новосибирской области можно встретить среди отличников народного просвещения председателей колхозов, руко водителей других хозяйств. И это не слу чайно: дела их напрямую связаны с пробле мами народного образования. Из чего исходил Н. А. Косяк, предприни мая грандиозное дело, в успех которого по началу верили немногие? Прежде всего из понимания того, что молодое поколение не-. обходимо приучить к труду, что проблемы воспитания и экономики в современном ми ре завязаны в один узел. В самом деле, на ивно полагать, будто можно дать образова ние, а потом подготовить к труду. В чем видит Н. А. Косяк ошибку педаго гики и школы? В том, что школа упускает очень важный момент в становлении чело веческой личности, момент, когда ребенок психологически готов включиться в полез ный труд. Современная психология свиде тельствует, что в развитии организма ребен ка существуют периоды, наиболее благопри ятные для формирования тех или иных качеств, когда с наименьшими затратами мы можем добиться максимальных резуль татов. Эти периоды наибольшей чувстви тельности организма к тем или иным педа гогическим воздействиям психологи назы вают сенситивными. По-видимому, и по отношению к воспитанию трудолюбия — фундаментального свойства человеческой психологии — есть своя ' чувствительность, есть своя предуготованность, которую шко ла, к сожалению, пропускает. А затем мы встречаемся с фактами антиобщественного поведения, источником которого очень ча сто бывает нежелание и неспособность тру диться. Следует прислушаться к психологии, ко торая нередко заменяет слово «трудолю бие» термином «трудоспособность», справед ливо полагая, что способность к труду, как и всякую другую человеческую способность, необходимо формировать своевременно. Стихийно трудоспособность сформировать нельзя. Н. А. Косяк, влюбленный в лес, об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2