Сибирские огни, № 7 - 1983

ОЧЕРК ТА ПУБЛИЦИСТИКА Л. Колесников, секретарь Новосибирского обкома КПСС УЧИТЕЛЬ, ШКОЛА, ЖИЗНЬ Предлагаемые читателю заметки пред­ ставляют собой размышления партийного работника над теми фактами и явлениями, с которыми пришлось столкнуться в ходе изучения проблемы учитель — школа — жизнь. Сюда вошли результаты многолет­ них научных исследований и наблюде­ ния за жизнью, которая нередко с безжа­ лостностью непреложного факта формули­ ровала острейшие вопросы учительского бытия. МЕЧТЫ ЛЕСОВОДА Если вы давно не были в Кулундинской степи, в той ее части, где расположен Кара- сукский район, многое непривычно поразит ваш глаз и прежде всего — растянувшиеся на сотни километров лесозащитные полосы. Это и не полосы уже, а лес. Шумит настоя­ щий зеленый лес, которому жить и жить в этих необозримых просторах. Окажись рядом с вами кто-либо из мест­ ных жителей, вы обязательно услышите при виде той или иной лесной чащи: «Это Ко­ сяк...»; «И это Косяк...». Вам укажут на буй­ ную зелень, сопровождающую длинное шос­ се, и вы снова услышите: «И это Косяк...» Косяк — понятие не географическое, это фамилия человека, с которым связана гран­ диозная по размерам лесозащитная эпопея Карасукского района. О ней написаны, статьи, ее историю изучают лесоводы и эко­ номисты. Но есть во всем этом еще один ас­ пект — педагогический. Вне связи с ним трудно осознать, оценить экономические по­ казатели опытного механизированного лес­ ного хозяйства, возглавляемого Николаем Алексеевичем Косяком. Николай Алексеевич — заслуженный лесо­ вод и одновременно — отличник народного просвещения. Впрочем, он не одинок: в ряде районов Новосибирской области можно встретить среди отличников народного просвещения председателей колхозов, руко­ водителей других хозяйств. И это не слу­ чайно: дела их напрямую связаны с пробле­ мами народного образования. Из чего исходил Н. А. Косяк, предприни­ мая грандиозное дело, в успех которого по­ началу верили немногие? Прежде всего из понимания того, что молодое поколение не-. обходимо приучить к труду, что проблемы воспитания и экономики в современном ми­ ре завязаны в один узел. В самом деле, на­ ивно полагать, будто можно дать образова­ ние, а потом подготовить к труду. В чем видит Н. А. Косяк ошибку педаго­ гики и школы? В том, что школа упускает очень важный момент в становлении чело­ веческой личности, момент, когда ребенок психологически готов включиться в полез­ ный труд. Современная психология свиде­ тельствует, что в развитии организма ребен­ ка существуют периоды, наиболее благопри­ ятные для формирования тех или иных качеств, когда с наименьшими затратами мы можем добиться максимальных резуль­ татов. Эти периоды наибольшей чувстви­ тельности организма к тем или иным педа­ гогическим воздействиям психологи назы­ вают сенситивными. По-видимому, и по отношению к воспитанию трудолюбия — фундаментального свойства человеческой психологии — есть своя ' чувствительность, есть своя предуготованность, которую шко­ ла, к сожалению, пропускает. А затем мы встречаемся с фактами антиобщественного поведения, источником которого очень ча­ сто бывает нежелание и неспособность тру­ диться. Следует прислушаться к психологии, ко­ торая нередко заменяет слово «трудолю­ бие» термином «трудоспособность», справед­ ливо полагая, что способность к труду, как и всякую другую человеческую способность, необходимо формировать своевременно. Стихийно трудоспособность сформировать нельзя. Н. А. Косяк, влюбленный в лес, об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2