Сибирские огни, № 7 - 1983

всех религиозных учениях уделено особое внимание, потому что все без исключения религии претендуют на монопольное право толковать смысл жизни и на безраздель­ ную власть регулировать поведение челове­ ка и жизнь общества соответственно своему толкованию. Вопрос о смысле жизни и в наши дни остается излюбленной темой ре­ лигиозных проповедей. С точки зрения религии земная жизнь человека — только низшая ступень буду­ щей бесконечной, вечной жизни Земная жизнь — это лишь маленькая капелька в океане вечности, утверждает религия Правда, современная церковь пытается модернизировать свое учение, в частности, и в этом плане. В проповедях церковников провозглашаются призывы бороться за счастье и благополучие каждого человека на Земле, подчеркивается солидарность с нравственными установками социалистиче­ ского общества. Но суть религиозного ми­ ровоззрения от этого не меняется. И под этой новейшей оболочкой неизменно кро­ ется обветшалая мысль о том, будто' бы су­ ществует вечная загробная жизнь и что заботиться надо больше не о земных буд­ ничных делах, а о «душе», подавлять в се­ бе жизненные стремления. Вопрос о смысле жизни тесно связан с пониманием счастья. Эти понятия нераз­ рывны. Понимание счастья человеком за-~ висит от того, в чем он видит смысл жизни. Исходным пунктом религиозного понима­ ния счастья является учение о бессмертии души. Идея личного спасения, проповедуе­ мая церковниками, ведет к противопостав­ лению интересов личности и общества. Ве­ рующий, глубоко убежденный в правиль­ ности религиозных догм, вращается, как правило, в сфере личных чувств, порожден­ ных религиозной фантазией о греховности, о потустороннем мире. Коллектив и обще­ ство его не интересуют, у него все мысли — о личном спасении. Религиозной этике автор умело противо­ поставляет этику коммунистическую. Сотни тысяч, миллионы борцов за народ­ ное счастье находили и находят смысл жизни и огромное моральное удовлетворе­ ние в том, что все свои силы и способности отдают борьбе за высокие общественные идеалы, за светлое будущее всего челове­ чества. В. И. ПРОКОФЬЕВ, доктор философских наук, профессор. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2