Сибирские огни, № 7 - 1983
литься за счет средств, выделенных на строительство. Статья 23 Закона «Об охране и исполь зовании памятников истории и культуры» запрещает «...снос, перемещения, изменения памятников истории и культуры». Есть и со ответствующая статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание вплоть до лишения свободы. На деле закон часто не выполняется. Только очень крупные строй ки всесоюзного значения заранее выделяют средства для предварительного исследова ния. Одна из причин этого заключается в не внимании и попустительстве местных орга нов власти, прежде всего Советов народных депутатов, при кажДом из которых есть отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры Однако только законодательными мера ми эту проблему не решить. Необходим широкий комплекс действий, направленных на пропаганду знаний культурно-историче ского наследия, воспитания уважения к. прошлому советского народа. И книга Э. Б. Вадецкой, рассчитанная на массового читателя, вносит заметный вклад в это важное государственное дело. ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВ Н. а . Костенко. Атеизм и нравственность. М., Мысль, 1982. В книге Н. А. Костенко «Атеизм и нрав ственность» достаточно полно исследуется роль научного атеизма в постановке и ре шении актуальных этических проблем, рас крываются методологические и теоретиче ские основы позитивного содержания науч ного атеизма в сфере нравственности Книга имеет не только теоретическое, но и не посредственно практическое, идеологиче ское значение, дает важный материал для научно-атеистической пропаганды и успеш ного атеистического воспитания. ' Интерес автора к этим проблемам вполне оправдан, ибо до настоящего времени в нашей литературе нет полного раскрытия собственной позитивной моральной ценно сти и значения научного атеизма в форми ровании коммунистической нравственности. Книга заполняет этот пробел. Книга построена в проблемно-логическом плане, В первой главе дается обстоятель ная критика религиозной морали. По объ яснению богословов без религии нет мора ли и нравственным человеком может быть якобы только тот, кто верит в бога, кто чувствует перед ним постоянную ответст венность за свой образ жизни, за свое поведение. Религия якобы является источ ником морали, облагораживает людей, учит их добру и отвлекает от зла, преображает нашу земную жизнь и помогает воспитывать человека достойного в нравственном отно шении. Они учат, что человек без веры в бога легко впадает в грех и искушение, В действительности проповедуемая рели гией мораль, окончательно сложившаяся в условиях антагонистического классового общества, сполна усвоила его дух и прин ципы и поэтому является идеологией . не совместимой с интересами народных масс Люди, приверженные принципам рели гиозной морали, испытывают на себе ее тлетворное влияние в особой форме — че рез веру в сверхъестественное. Характерный, для религии индивидуализм прямо вытекает из подчинения всей жизни верующего чело века, его поступков главной цели — приоб ретению иллюзорного посмертного райско го блаженства. Эта проповедь уводит людей от земных интересов, снижает их творческую активность, направляет мысли на поиски «духовного спасения» в стороне от «мирских» дел, подавляет стремление служить обществу и бороться за реальное улучшение жизни. Критерии коммунистической и религи озной морали диаметрально противополож ны. Противопоставляя нравственные прин ципы строителя коммунизма принципам ре лигии, автор дает наглядное представление о несостоятельности религиозно-нравствен ных поучений. Основополагающее требова ние коммунистической нравственности — борьба за земное счастье, за коммунизм, и не случайно первым принципом морального кодекса строителя коммунизма , является преданность коммунизму. В этом принципе отражена ленинская установка — считать добром то, что помогает борьбе за комму низм, и злом то, что мешает этому. Нужно помнить, что задача научного атеизма — это не только отрицание религиозной мора ли, но и активное утверждение морали ком мунистической. Во второй главе рассматривается одна из сторон фундаментальной философско- атеистической проблемы взаимоотношения общественного бытия и общественного соз нания, связанной с изучением гносеологиче- ских и социально-нравственных корней ре лигиозной морали. Приспосабливаясь к современным усло виям жизни советского общества, богосло вы склонны порой утверждать, что борьба за построение коммунистического общества и религиозность якобы не противоречат друг другу. Религия, мол, не только не ме шает коммунизму, но и дополняет его сво ими этическими принципами. Отсюда стре мление согласовать религиозные нравствен ные поучения с принципами коммунистиче ской морали, доказать их родство и общ ность. Однако несостоятельны всякие попытки объединить в единое целое две несовмести мые идеологии. Религиозная мораль опира ется на веру в несуществующие божествен ные силы. Она учит уповать на бога и , ждать блаженства после смерти в несуще ствующем царстве небесном. Это мораль слабых, ориентирующая на смирение, без-, ропотность, всепрощение, а потому унижа ющая человеческое достоинство, притупля ющее в нем главное — его творческое деятельное начало. Именно поэтому рели гия, в какой бы форме она ни выступала, мешает людям двигаться вперед, строить коммунизм. Основное внимание в третьей главе уде лено подробному выяснению таких актуаль ных проблем, как атеизм и нравственные аспекты взаимосвязи общества и личности, моральной свободы и ответственности. Ав тор подробно рассматривает нравственные идеалы, цель и смысл жизни как атеисти ческие проблемы. Вопросу о смысле человеческой жизни во %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2