Сибирские огни, № 7 - 1983

литься за счет средств, выделенных на строительство. Статья 23 Закона «Об охране и исполь­ зовании памятников истории и культуры» запрещает «...снос, перемещения, изменения памятников истории и культуры». Есть и со­ ответствующая статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание вплоть до лишения свободы. На деле закон часто не выполняется. Только очень крупные строй­ ки всесоюзного значения заранее выделяют средства для предварительного исследова­ ния. Одна из причин этого заключается в не­ внимании и попустительстве местных орга­ нов власти, прежде всего Советов народных депутатов, при кажДом из которых есть отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры Однако только законодательными мера­ ми эту проблему не решить. Необходим широкий комплекс действий, направленных на пропаганду знаний культурно-историче­ ского наследия, воспитания уважения к. прошлому советского народа. И книга Э. Б. Вадецкой, рассчитанная на массового читателя, вносит заметный вклад в это важное государственное дело. ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВ Н. а . Костенко. Атеизм и нравственность. М., Мысль, 1982. В книге Н. А. Костенко «Атеизм и нрав­ ственность» достаточно полно исследуется роль научного атеизма в постановке и ре­ шении актуальных этических проблем, рас­ крываются методологические и теоретиче­ ские основы позитивного содержания науч­ ного атеизма в сфере нравственности Книга имеет не только теоретическое, но и не­ посредственно практическое, идеологиче­ ское значение, дает важный материал для научно-атеистической пропаганды и успеш­ ного атеистического воспитания. ' Интерес автора к этим проблемам вполне оправдан, ибо до настоящего времени в нашей литературе нет полного раскрытия собственной позитивной моральной ценно­ сти и значения научного атеизма в форми­ ровании коммунистической нравственности. Книга заполняет этот пробел. Книга построена в проблемно-логическом плане, В первой главе дается обстоятель­ ная критика религиозной морали. По объ­ яснению богословов без религии нет мора­ ли и нравственным человеком может быть якобы только тот, кто верит в бога, кто чувствует перед ним постоянную ответст­ венность за свой образ жизни, за свое поведение. Религия якобы является источ­ ником морали, облагораживает людей, учит их добру и отвлекает от зла, преображает нашу земную жизнь и помогает воспитывать человека достойного в нравственном отно­ шении. Они учат, что человек без веры в бога легко впадает в грех и искушение, В действительности проповедуемая рели­ гией мораль, окончательно сложившаяся в условиях антагонистического классового общества, сполна усвоила его дух и прин­ ципы и поэтому является идеологией . не­ совместимой с интересами народных масс Люди, приверженные принципам рели­ гиозной морали, испытывают на себе ее тлетворное влияние в особой форме — че­ рез веру в сверхъестественное. Характерный, для религии индивидуализм прямо вытекает из подчинения всей жизни верующего чело­ века, его поступков главной цели — приоб­ ретению иллюзорного посмертного райско­ го блаженства. Эта проповедь уводит людей от земных интересов, снижает их творческую активность, направляет мысли на поиски «духовного спасения» в стороне от «мирских» дел, подавляет стремление служить обществу и бороться за реальное улучшение жизни. Критерии коммунистической и религи­ озной морали диаметрально противополож­ ны. Противопоставляя нравственные прин­ ципы строителя коммунизма принципам ре­ лигии, автор дает наглядное представление о несостоятельности религиозно-нравствен­ ных поучений. Основополагающее требова­ ние коммунистической нравственности — борьба за земное счастье, за коммунизм, и не случайно первым принципом морального кодекса строителя коммунизма , является преданность коммунизму. В этом принципе отражена ленинская установка — считать добром то, что помогает борьбе за комму­ низм, и злом то, что мешает этому. Нужно помнить, что задача научного атеизма — это не только отрицание религиозной мора­ ли, но и активное утверждение морали ком­ мунистической. Во второй главе рассматривается одна из сторон фундаментальной философско- атеистической проблемы взаимоотношения общественного бытия и общественного соз­ нания, связанной с изучением гносеологиче- ских и социально-нравственных корней ре­ лигиозной морали. Приспосабливаясь к современным усло­ виям жизни советского общества, богосло­ вы склонны порой утверждать, что борьба за построение коммунистического общества и религиозность якобы не противоречат друг другу. Религия, мол, не только не ме­ шает коммунизму, но и дополняет его сво­ ими этическими принципами. Отсюда стре­ мление согласовать религиозные нравствен­ ные поучения с принципами коммунистиче­ ской морали, доказать их родство и общ­ ность. Однако несостоятельны всякие попытки объединить в единое целое две несовмести­ мые идеологии. Религиозная мораль опира­ ется на веру в несуществующие божествен­ ные силы. Она учит уповать на бога и , ждать блаженства после смерти в несуще­ ствующем царстве небесном. Это мораль слабых, ориентирующая на смирение, без-, ропотность, всепрощение, а потому унижа­ ющая человеческое достоинство, притупля­ ющее в нем главное — его творческое деятельное начало. Именно поэтому рели­ гия, в какой бы форме она ни выступала, мешает людям двигаться вперед, строить коммунизм. Основное внимание в третьей главе уде­ лено подробному выяснению таких актуаль­ ных проблем, как атеизм и нравственные аспекты взаимосвязи общества и личности, моральной свободы и ответственности. Ав­ тор подробно рассматривает нравственные идеалы, цель и смысл жизни как атеисти­ ческие проблемы. Вопросу о смысле человеческой жизни во %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2