Сибирские огни, № 7 - 1983
принадлежали к европеоидному типу. Культура эта изучена главным образом по курганам и немногочисленным поселениям. На примере погребений прослеживается за рождение патриархального рода: в могилах часто находят костяки мужчин, сопровож даемые скелетами одной или нескольких женщин и детей. Встречаются одиночные и групповые погребения, реже — парные, без признаков имущественного неравенства. Население знало скотоводство и, возмож но, земледелие. Племена афанасьевцев сменили окунев- Ц-ы, знаменитые своим удивительным искус ством. Они оставили после себя сравнитель но многочисленные скульптуры, изготовлен ные из камня, и рисунки на камне. Семан тика их не всегда ясна, но вполне обосно ванным кажется предположение о том, что здесь нередко изображались шаманы — покровители рода, часто в ритуальном оде янии и раскраске. Есть также фигура зло го духа в виде хищника на когтистых лапах со «шпорами» и злобно оскаленной пастью. Поистине грандиозными сооружениями сибирской древности являются курганы, оставленные в минусинских степях предста вителями татарских племен. Высота, напри мер, кургана Большой Салбык первона чально составляла 25 м, а вес угловых кам ней ограды доходил до 50 т. Большое внимание в книге уделяется бо гатому и многообразному духовному миру древних сибиряков. Культы предков, солн ца, огня и животных были широко распро странены на территории Сибири. Развитие религиозно-идеологических представлений зафиксировано в археологических материа лах погребений. Существовали устойчивые представления о том, что умершего в поту сторонний мир должен сопровождать строго определенный инвентарь. В его составе можно выделить бытовые и хозяйственные вещи, ставшие объектами культа, и собст-. венно культовые предметы. Со стремлением сохранить облик умершего связан, очевид но, обычай изготовлять глиняные и гипсо вые погребальные маски. Обладающие чертами портретного сходства, с узорами красного и черного цветов, эти маски очень эффектны и по нраву занимают достой ное место в кругу аналогичных изделий древних цивилизаций. Яркой особенностью искусства того вре- мени можно назвать скифо-сибирский «зве риный» стиль, представленный большим ко личеством бронзовых бляшек, изображающих оленей с традиционно подогнутыми ногами, объемными и горельефными изображениями стоящих баранов, стилизованными изобра жениями змей с лосиными головами и изо бражениями фигур животных (в основном, хищников)- на навершиях ножей. Особенно многообразна семантика образа оленя — до минирующего в стиле,— включавшая не сколько смысловых категорий, в частности, связь его с солнцем. Уникальным произведе нием является украшенная золотом бронзо вая фигурка оленя из тисульского могиль ника, которой нет равных среди подобных предметов. В эпоху-бронзы продолжает развиваться •символика культа солнца и плодородия. В этой связи представляется весьма инте ресным мнение некоторых исследователей о восприятии древними сибирскими племе нами отдельных идей философско-религиоз ной системы зороастризма. Значительное развитие получило также почитание священного животного. О его существовании говорят многочисленные остатки костей быка и барана в склепах, явное господство зооморфного образа в изобразительном искусстве. Некоторые ма териалы раскопок позволяют говорить о начальной стадии развития шаманизма —*■ впоследствии основной религии коренных сибирских народов. Многие из затронутых в «Сказах...» проблем еще далеки от1 полного разреше ния. Поэтому автор справедливо перечис ляет несколько точек зрения, наиболее глубоко аргументируя, разумеется, свою собственную, однако окончательный выбор предоставляя самому читателю. Подобный подход в популярной литературе, направ ленный на стимуляцию работы самостоя тельной мысли, можно только приветство вать. И еще об одном аспекте данной -книги хотелось бы сказать. Речь идет о воспита нии бережного отношения к историческим реликвиям. Богатейшие, уникальные памят ники Сибири на протяжении всего периода своего существования подвергались разру шениям,—- в основном, не временем и не силами природы. Курганы начали грабить еще их современники. Наскальные рисунки забивались позднейшими, далекими от ше девров изображениями. В дореволюционной России орудовали, так называемые, «буг- ровщики» .-г- охотники за драгоценными металлами. Тысячи древних могильников уничтожались в целях наживы, из любо пытства или просто озорства ради. Невозможно примириться с тем, что и в наше время продолжают уничтожаться и портиться памятники истории и культуры, являющиеся национальным достоянием. Петроглифы часто испещрены автографами туристов и «заборными» надписями; неред ки курганы с зияющими свежими ямами. Несчетное количество «энтузиастов-нрае- ведов», не имея ни знаний, ни опыта, ведут раскопки стоянок древних людей, хотя для этого требуется специальное разрешение Института археологии АН СССР. Более того, порой «археологи» такого рода считают найденные ими предметы сво ей собственностью и не сдают их в музеи для исследования специалистам. В резуль тате памятники становятся потерянными для науки. И часто в сердцах вспоминают археологи строки из знаменитого указа Петра I: «...гробокопателей, что сыскивают золотые стременй и чашки, смертью казнить, если пойманы будут». В большом масштабе наносят урон древ ностям государственные предприятия (в ос новном, строительные) и промышленные ор ганизации, считая, видимо, что в их круп номасштабной деятельности такой «мело чью» можно пренебречь. Из могильных оградок берутся каменные плиты, на месте древних поселений, скрытых толщей земли, разворачиваются строительные работы. Чтобы сохранить памятники прошлого, первыми на место будущего строительства должны приходить ученые-археологи и исто рики, причем исследования должны прово-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2