Сибирские огни, № 7 - 1983
мужества природы, посредством которого она только и существовала». В годы рево люции и гражданской войны «...время и злые силы мирового вещества совместно трепали ,и морили людей, а они, поев и отоспавшись, снова жили, розовели и вери ли в свое особое дело». Даже погибшие, казалось бы, навсегда вышедшие из жизненного процесса, «посредством скорб ной памяти тоже подгоняли живых, чтобы оправдать свою гибель и зря не преть пра хом». Андрей Платонов был среди зачина телей советской фантастики. Ведущей, сквозной темой Платонова-фантаста стал вопрос о нравственности науки и этике ее творцов. Одним из первых советских пи сателей Платонов осознал безнравствен ность и общественную опасность беспре дельного научного рационализма. Задолго до современной постановки проблемы Пла тонов подверг сомнению даже возможность подлинного человеческого счастья и спра ведливости в сверхрациональном, упорядо ченном и высокотехническом мире. Разочарование в «чистой науке на благо человечества» и дальнейший неустанный творческий поиск привели Платонова к всеобъемлющему утверждению, что нрав ственность нового мира неразрывно связана с нравственным отношением ко всему со творенному трудом человека. Величайшей духовной силой становится у Платонова способность рабочего человека видеть в вещах и предметах труд людей. Вещи одухотворены сознанием, чувствами и мыслями его творцов. Они человечны по своей рукотворной природе. Поэтому ста рик машинист из рассказа «Фро», вновь допущенный к работе, «влез в будку одной холодной машины, сел у котла и задремал, истощенный собственным счастьем, обнимая одной рукой паровозный котел, как живот всего трудящегося человечества, к которому он снова приобщился». Убеждающей силой понимания связи труда и человеческого в человеке наполнены слова Андрея Плато нова в повести «Происхождение мастера»: «...когда исчезнет в рабочем влекущее чув ство к машине, когда труд из безотчетной бесплатной естественности станет одной денежной нуждой, тогда наступит конец света, даже хуже конца — после смерти последнего мастера оживут последние сво лочи, чтобы пожирать растения солнца и портить изделия мастеров...» Мысль о вы сочайшей нравственности труда вырастает в творчестве Платонова до общенародной, всечеловеческой ,необходимости осущест вления идей всемирного братства, равенст ва и справедливости. До справедливости вселенской и всевременной. во имя которой Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», «находил необходимым научное воскрешение мертвьш, чтобы ничто напрас но не пропало и осуществилась кровная справедливость». Поиски изначального в человеке прибли зили Платонова к устному народному творчеству, к традиции народной сказки, хранившей и передававшей от поколения к поколению нравственные устои русского народа. В совершенстве овладевает Пла тонов сказочной логикой обыденного и очевидного. «А. Платонов многогранен,— размышля ет В. Васильев,— и неудивительно, что его сравнивают с А, де Сент-Экзюпери, -■Абэ Кобо, Иваном Катаевым, Н. Зарудиным, Ю. Нагибиным,— подлинный художник все литературы и времена задевает, удивитель но другое: эти сравнения не помогают нам глубоко уяснить писателя, они его обедня ют, сводят к частностям». Подчеркивая необычность и неповтори мость платоновской прозы, Владимир Ва сильев помогает представить истинные масштабы дарования писателя, проследить его связи с народным творчеством и сов ременностью, лучшими традициями русской литературы. Его книга не только свиде тельство крепнущего интереса к творчеству Андрея Платонова, одного из самых заме чательных советских писателей, но и залог новых исследований. А. ТАРАНИН Э. Б. Вадецкая. Сказы о древних курганах. {Серия «Страницы истории нашей Роди ны»]. Новосибирск. Наука, Сиб. отд-ние, 1982. В начале января прошлого года состоял ся юбилей, официально нигде не отмечен ный, но хорошо известный ученым-истори- кам. Именно тогда, 260 лет назад, под ру ководством начальника первой научной экспедиции в Сибири Д. Г. Мессершмидта и его помощника Ф. И. Страленберга не далеко рт Абаканского острога был раско пан курган. Так началась в Сибири археоло гия. Напряженным исследованиям, которые осуществляли в течение этого долгого пе риода сибирские археологи, трудностям и удачам, встречавшимся на их нелегком пути, еще нераскрытым тайнам древности нашего края посвящена книга Э. Б. Вадец- кой. Автор увлекательно рассказывает о благородной и не всегда благодарной дея тельности по' изучению и охране памятни ков прошлого Сибири, которой отдали свои силы многие энтузиасты-исследователи: такие, как создатель знаменитого Мину синского музея Н. М. Мартьянов, сменив ший его на этом посту И. Т. Савенков, ссыльный революционер-народник Д. А. Клеменц, А. В. Андрианов, И. П. Кузнецов- Красноярский и многие другие. После Октябрьской революции археологические исследования на юге Сибири развернулись с новой силой. Подлинную эпоху составили работы С. А. Теплоухова, предложившего хронологическую последовательность раз вития культур древнеенисейских племен. В усовершенствованном и дополненном виде эта схема дожила до наших дней, что не часто случалось в истории археологии. Столь же плодотворно трудились такие известные исследователи, как С. В, Кисе лев, М. П. Грязнов, Л. Р. Кызласов. Мно гие из представленных, материалов по древней истории Хакасии происходят из раскопок, осуществленных автором книги История древних племен Сибири чрезвы чайно интересна и во многом загадочна. Территорию Минусинской котловины в мед но-каменном веке первыми заселили при шедшие с запада представители афанась евской культуры, которые в отличие от окружающего монголоидного населения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2