Сибирские огни, № 7 - 1983
Кривым срезает резаком. И вот подкова за подковой В станке вытаивают лед, * ■ ■ И вот уж конь свои обновы ' В оглоблях розвальней несет... Стихи Т. Белозерова привлекают све жестью восприятия, казалось бы, обычных, будничных, повседневных явлений и предме тов. Он умеет тонко подметить и по-своему, поэтич'но передать в стихах какие-то неожи данные подробности, находит новые пово роты мысли, темы, сюжета в ситуациях, за частую уже достаточно разработанных в детской литературе. Во многом помогает ему в этом удачно найденная художествен ная деталь. Запах вешнего талого снега Сквозь оконные стекла проник. Зон с повети съезжает телега, Машет дверцей порожний сенник.. На крыльце отдыхает лопата, У плетня обогрело ботву, И визжат, визжат поросята В золотом от соломы хлеву... Здесь что ни строка, то деталь — рабо тающая, запоминающаяся. С каждым маз ком — все шире картина, все зримей она в нашем воображении, все интересней — а что же там дальше-то будет? И все это сделано на самых простых деталях. Хороши, поэтичны загадки, веселки, ско роговорки, бесконечки, считалки, небылицы и сказки. Тимофей Белозеров подарил детям и взрослому читателю новую замечательную книгу. АЛЕКСАНДР БЕРЕСНЕВ В. Васильев. Андрей Платонов. Очерк жиз ни и творчества. М., Современник, 1982. Андрей Платонов — фигура чрезвычайно самобытная. «Самый тщательный анализ творчества этого писателя не определит за гадки его обаяния, его эмоционального воз действия на нас», говорит о нем в своем очерке Сергей Залыгин. Произведения Платонова, их своеобразный язык стали настоящим открытием в литературе. Плато нов в своем постижении психологической природы человека достиг таких результатов, что они до сих пор осмысливаются и пита ют новые поколения прозаиков. Он «...при надлежал к подлинно^ художественным натурам, которые самой природой были созданы для творческого подвига. Достоин ства таких людей опережают их возраст, самое стремительное накопление знаний, мудрости. Само время идет им чаще всего навстречу, мир обнажает перед ними свое «прекрасное и яростное» начало» (В. Чал- маев Пламя познания. «Литературная учеба», 1978, № 2). Опередившая в свое вре мя, «платоновская проза становится тем интереснее, чем дальше она продвигается во времени» (Ф. Сучков, в кн. А. Платонов, Избранное, М., 1966). Критика изменила отношение к Платонову. От небольших жур нальных статей и предисловий к отдель ным изданиям она переходит к глубоким и серьезным исследованиям его жизни и твор чества, сознавая свой долг перед своеобраз ным и’ замечательным художником, нербык- новенным мастером слова. Андрей. Платонович Платонов (Климен тов) родился 1 сентября 1899 г. в г. Воро неже в семье слесаря железнодорожных мастерских. С. 13 лет началась его трудовая деятельность. Революция открыла перед * талантливым восемнадцатилетним юношей путь к знаниям и творческому труду. Пла тонов работает и учится, пишет стихи, принимает активное участие в литературной жизни Воронежа, публикуется в местных газетах По окончании Воронежского поли техникума инженер Платонов занимается мелиорацией и строительством электростан ций. В 1921 г. выходит в свет первая публи- ■цистическая книга будущего писателя — «Электрификация». За ней следует сбор ник стихов «Голубая глубина» (1924) и сбор ники прозы «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929). Активно работает А. Платонов в качестве литературного критика, с 1942 г. и до конца Великой Отечественной войны он — фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Художественная речь Андрея Платонова, в которой чрезвычайно бережно расходуется словесный материал, перенасыщены эмоци ональным содержанием. Эмоциональная перенапряженность платоновской прозы яви лась средством достижения выдающегося художественного результата. По словам В. Васильева, «в советской литературе нет другого писателя, который бы с такой прон зительной силой и страшной глубиной резанул читателя картинами людского горя, сиротства и беззащитности...» Создание особой эмоциональной обста новки в произведении достигалось Плато новым не только за счет пристального вни мания к емкости и художественной выра зительности литературного языка. Обост ренный интерес писателя к проявлениям человеческой духовности, отказ от зани мательной фабулы и максимальное при ближение художественного произведения к жизни становятся средством углубленного исследования человеческого в человеке, разбуженном революцией. Коренной вопрос всего творчества A. Платонова — нравственные основы че ловека. Именно «-.в прозе А. Платонова,— пишет В. Васильев,— отечественная сло весность склонилась к постижению перво основ бытия, к познанию нравственной природы русского человека. Культурный подвиг А. Платонова яснее обозначится, если мы укажем на необходимость утоле ния именно этой общественной нужды в современной литературе: такие художники, как В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов, B. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, г ' Троепольекий, Н, Рубцов, появляются не от избытка чистой, не работающей на действительность эстетики, скорее, вопреки ей». Процессы постижения нравственного принимают у Платонова исключительные масштабы. Для него едины в своей перво основе силы природы, человек и созданные человеческим трудом вещи и машины. Нравственна сама материя, и идеи вселен ского равенства и очеловеченности прони зывают все творчество Платонова. Истори ческие времена для него — «свидетели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2