Сибирские огни, № 7 - 1983

Кривым срезает резаком. И вот подкова за подковой В станке вытаивают лед, * ■ ■ И вот уж конь свои обновы ' В оглоблях розвальней несет... Стихи Т. Белозерова привлекают све­ жестью восприятия, казалось бы, обычных, будничных, повседневных явлений и предме­ тов. Он умеет тонко подметить и по-своему, поэтич'но передать в стихах какие-то неожи­ данные подробности, находит новые пово­ роты мысли, темы, сюжета в ситуациях, за­ частую уже достаточно разработанных в детской литературе. Во многом помогает ему в этом удачно найденная художествен­ ная деталь. Запах вешнего талого снега Сквозь оконные стекла проник. Зон с повети съезжает телега, Машет дверцей порожний сенник.. На крыльце отдыхает лопата, У плетня обогрело ботву, И визжат, визжат поросята В золотом от соломы хлеву... Здесь что ни строка, то деталь — рабо­ тающая, запоминающаяся. С каждым маз­ ком — все шире картина, все зримей она в нашем воображении, все интересней — а что же там дальше-то будет? И все это сделано на самых простых деталях. Хороши, поэтичны загадки, веселки, ско­ роговорки, бесконечки, считалки, небылицы и сказки. Тимофей Белозеров подарил детям и взрослому читателю новую замечательную книгу. АЛЕКСАНДР БЕРЕСНЕВ В. Васильев. Андрей Платонов. Очерк жиз­ ни и творчества. М., Современник, 1982. Андрей Платонов — фигура чрезвычайно самобытная. «Самый тщательный анализ творчества этого писателя не определит за­ гадки его обаяния, его эмоционального воз­ действия на нас», говорит о нем в своем очерке Сергей Залыгин. Произведения Платонова, их своеобразный язык стали настоящим открытием в литературе. Плато­ нов в своем постижении психологической природы человека достиг таких результатов, что они до сих пор осмысливаются и пита­ ют новые поколения прозаиков. Он «...при­ надлежал к подлинно^ художественным натурам, которые самой природой были созданы для творческого подвига. Достоин­ ства таких людей опережают их возраст, самое стремительное накопление знаний, мудрости. Само время идет им чаще всего навстречу, мир обнажает перед ними свое «прекрасное и яростное» начало» (В. Чал- маев Пламя познания. «Литературная учеба», 1978, № 2). Опередившая в свое вре­ мя, «платоновская проза становится тем интереснее, чем дальше она продвигается во времени» (Ф. Сучков, в кн. А. Платонов, Избранное, М., 1966). Критика изменила отношение к Платонову. От небольших жур­ нальных статей и предисловий к отдель­ ным изданиям она переходит к глубоким и серьезным исследованиям его жизни и твор­ чества, сознавая свой долг перед своеобраз­ ным и’ замечательным художником, нербык- новенным мастером слова. Андрей. Платонович Платонов (Климен­ тов) родился 1 сентября 1899 г. в г. Воро­ неже в семье слесаря железнодорожных мастерских. С. 13 лет началась его трудовая деятельность. Революция открыла перед * талантливым восемнадцатилетним юношей путь к знаниям и творческому труду. Пла­ тонов работает и учится, пишет стихи, принимает активное участие в литературной жизни Воронежа, публикуется в местных газетах По окончании Воронежского поли­ техникума инженер Платонов занимается мелиорацией и строительством электростан­ ций. В 1921 г. выходит в свет первая публи- ■цистическая книга будущего писателя — «Электрификация». За ней следует сбор­ ник стихов «Голубая глубина» (1924) и сбор­ ники прозы «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929). Активно работает А. Платонов в качестве литературного критика, с 1942 г. и до конца Великой Отечественной войны он — фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Художественная речь Андрея Платонова, в которой чрезвычайно бережно расходуется словесный материал, перенасыщены эмоци­ ональным содержанием. Эмоциональная перенапряженность платоновской прозы яви­ лась средством достижения выдающегося художественного результата. По словам В. Васильева, «в советской литературе нет другого писателя, который бы с такой прон­ зительной силой и страшной глубиной резанул читателя картинами людского горя, сиротства и беззащитности...» Создание особой эмоциональной обста­ новки в произведении достигалось Плато­ новым не только за счет пристального вни­ мания к емкости и художественной выра­ зительности литературного языка. Обост­ ренный интерес писателя к проявлениям человеческой духовности, отказ от зани­ мательной фабулы и максимальное при­ ближение художественного произведения к жизни становятся средством углубленного исследования человеческого в человеке, разбуженном революцией. Коренной вопрос всего творчества A. Платонова — нравственные основы че­ ловека. Именно «-.в прозе А. Платонова,— пишет В. Васильев,— отечественная сло­ весность склонилась к постижению перво­ основ бытия, к познанию нравственной природы русского человека. Культурный подвиг А. Платонова яснее обозначится, если мы укажем на необходимость утоле­ ния именно этой общественной нужды в современной литературе: такие художники, как В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов, B. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, г ' Троепольекий, Н, Рубцов, появляются не от избытка чистой, не работающей на действительность эстетики, скорее, вопреки ей». Процессы постижения нравственного принимают у Платонова исключительные масштабы. Для него едины в своей перво­ основе силы природы, человек и созданные человеческим трудом вещи и машины. Нравственна сама материя, и идеи вселен­ ского равенства и очеловеченности прони­ зывают все творчество Платонова. Истори­ ческие времена для него — «свидетели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2