Сибирские огни, № 7 - 1983

В каком-то смысле поздно понимает, в ка­ ком-то все-таки вовремя, ведь «до смерти еще далеко»,— утверждает автор, а значит, Майну сможет-долгое время отдавать себя, свой труд, свою заботу людям. Майну, ка­ завшийся себе человеком без корней, обре­ тает корни. Жизнеутверждающе звучат последние страницы повести: «...Когда перед человеком потихонечку приоткрывается слой за слоем вся слож­ ность его существования, просторнее стано. вятся земля и небо, все вокруг для него от­ крыто, все ново и ясно, и видятся ему са­ мые дальние дали. Деред мысленным взором Майну неожи­ данно возникли старые и новые дома родно­ го Кайру, дымки над задумчивыми аилами. Весна.. Зеленеют нагорья и поляны. Слышно, как блеют овцы, мычат коровы и заливисто ржут кони. Прямо перед глаза­ ми — голубые долины Тюгюркжа, хребты Ак-Саса и Толубая, темные пади Монкула- ка и снежные вершины Маргалу... Э-э! Ка­ кой простор! Красотища какая! И всюду — люди, жизнь!» МАРИЯ БУШУЕВА Тимофей Белозеров. Подснежники. Стихи, сказки. Омск, Омское книжное изд-во, 1982. Имя Тимофея Белозерова законно стоит в ряду крупных детских поэтов, составляю­ щих славу и гордость нашей литературы. Столь почетное место определено не случай­ но. В Москве, Новосибирске и в издательст­ вах других городов страны вышло более сорока книг поэта. На добрых, полных люб­ ви к родной земле, к труду на ней, стихах Т. Белозерова воспитывалось не одно поко­ ление школьников. «Подснежники» — книга в какой-то мере итоговая, в нее автор включил все лучшее, что создано им за многие годы работы в детской литературе. И ранние стихи Т. Белозерова, и написан­ ные сравнительно недавно свежи, как си­ бирский морозец, неистощимо молоды. Т. Белозеров — мастер цветных стихот­ ворных этюдов-акварелей. В них виден звучный колорит, пластическая ясность формы, они написаны в лаконичной и мяг­ кой манере. Каждая строка стихотворения «Синий час» дышит естественностью и не­ посредственностью: Полночь на землю Росой пролилась, Полнится синим предутренний час. Синие тучи плывут чередой, Синие скалы блестят над водой. Синяя, в сумерках сонных тайга Глухо шумит, заслонив берега. Для Тимофея Белозерова характерно благоговейное удивление перед красотой ок­ ружающего мира, органическое понимание своего родства с отчей землей. Очень точно подметил эту особенность его творчества Сергей Баруздин, который в предисловии к книге пишет: «Формально Т. Белозерова можно назвать поэтом-пейзажистбм, поэтом-рисовалыди- ком, ибо многие его стихи посвящены при­ роде— сибирской и южной, и зверям, пти­ цам, то есть всему тому, что мы сейчас замысловато называем «окружающей сре­ дой». Но это только на первый взгляд. Сти­ хи Тимофея Белозерова более глубоки и значительны. У него природа, звери, птицы, даже рыбы живут рядом с человеком, и по­ тому именно человеческий взгляд на приро­ ду — основа его поэзии, Наконец, все обра­ зы, ассоциации, аллитерации идут у автора от человека, как бы выражая его суть, бие­ ние его сердца и все оттенки душевного со­ стояния»... Есть в книге трогательное стихотворение «Белый барашек». Сюжет его незамысловат: был у бабушки белый барашек, «он ходил за нею следом и на речку, и в сельмаг»: Покупает бабка мыло Или дрожжи для пивца — Ждет барашек терпеливо, Травку щиплет у крыльца. Барашек не любил деда. А к деду не­ ожиданно приехал единственный сын, кото­ рому была не по вкусу каша и простокваша. И не стало барашка, верного бабушкиного дружка. ...Вьется Нитка Белой пряжи К острию , Веретена, Отчего ж Чернее сажи Бабке Кажется Она? Тимофей Белозеров говорит с детьми о самых серьезных вещах. О своем тяжелом сиротском детстве, днях военного лихо­ летья. Обжигает сердце каждая строка сти­ хотворения «Без мамы», посвященная памя­ ти матери поэта Арине Тимофеевны. При­ знаюсь: я плакал, когда впервые прочитал его. Проникновенны, пронзительны стихи «Именины в детском доме в 1942 году», «Картошка», «Поле жизни», «Старуха». А вот как емко, образно, с большой худо­ жественной выразительностью сказано о войне в стихотворении «Память детства»: За окошком —лик луны В красных отсветах войны, Занесенные порошей Ребра нашей городьбы И с тяжелой, грозной ношей Телеграфные столбы... К этой же теме примыкают стихи «День Победы», «Память» и поэма «Вечный огонь». Тимофей Белозеров — один из немногих детских поэтов, который умеет увлекатель­ но, доходчиво и просто рассказывать о лю­ дях рабочих профессий. Он не понаслышке знает, что такое труд бакенщика, таежного охотника, кузнеца, пасечника. Прежде чем стать профессиональным поэтом, автор про­ шел «рабочие университеты», поэтому ощу­ щение достоверности не покидает читателя ни на минуту: В станок из бревен, в землю вбитых. Пастух заводит жеребца. И, как воробушек, копыто Дрожит в руке у кузнеца. А он, веснушчатый и рослый, Поправив шапку с козырьком, Тугие летние наросты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2