Сибирские огни, № 7 - 1983
современная литература, какими целями^ и задачами руководствоваться. Убежденность эта, которую Г. Марков вынашивал не одно десятилетие, создав ряд ярких образов, людей, живущих единствен но во славу земли родной, ныне подкрепле на соответствующими партийными докумен тами. Так, в постановлениях ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художе ственных журналов с практикой коммуни стического строительства» прямо говорится о необходимости создания положительного героя, который бы воспринимался «как ху дожественное открытие, влиял на поступки людей». И Г. Марков как истинный «прист растный летописец своих дней» в романе «Грядущему веку» выводит целую галерею положительных образов, каждый из кото рых мог бы стать вполне достойным для подражания. Это и' умная, энергичная, не мыслящая себя вне живого, конкретного де ла Лена — жена Соболева; и неукротимый духом, одержимый своими идеями, геолог-, самородок Софронников; и страстно влюб ленный в свою землю председатель Ромаш- кинского колхоза Спиридон Федотович Со рокин, и многие другие Персонажи •романа. Это не значит, что обойдены молчанием отрицательные явления нашей жизни. Под тверждением тому служит история с плохо продуманной мелиорацией земель Ромаш- кинского колхоза, в которой проявился — автор открыто говорит об этом — недально. видный, негосударственный подход к пору ченному делу. А чего стоит, например, от кровенно сатирическая фигура министерско го работника, бюрократа и хама с партий ным билетом Изидора Изидоровича, с кото рым, отстаивая комплексный план использо вания природных ресурсов, пришлось столк нуться в Москве Соболеву. Но не они составляют главную силу на шего общества, не: они определяют его раз витие и поступательное движение на пути социального прогресса, а потому — зако номерно — не им, а Соболеву, людям его созидательной энергии, увлеченности, без заветной преданности коммунистическим Идеалам, отдает Г. Марков свои безраздедь. ные симпатии, наделяя их добрым и ясным светом. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН Борис Укачин. До смерти еще далеко. По весть. Перевод А. Китайника. М., изд-во «Правда», 1982. Остры, актуальны нравственно-этиче ские проблемы, затронутые Борисом Укачи- ным в повести «До смерти еще далеко»,— это и вопрос о месте человека в современ ном обществе, и соотношение эгоцентризма и альтруизма в человеческой психологии, и живая связь, преемственность поколений... Главный герой повести, тракторист Май ну, летит в Москву. Самолет взмыл над землей, и Майну «вдруг как бы очутился над жизнью». Вся жизнь его — с детских лет до норы зрелости —предстала перед Майну. Так начинается повесть, а заканчи вается она тем, что в салоне самолета заго рается надпись «надеть привязные рем ни» —- и самолет идет на посадку. Время полета — всего несколько часов. Но это не просто полет в Москву. За эти несколько часов, проведенные над Землей, Майну прохо'дит, проживает долгий путь от эгоцентризма к пониманию простой исти ны — человек живет среди людей, и все люди, окружающие его,— есть часть его соб ственной судьбы. Истина проста. Но, как известно, прихо дит к ней человек не через логические рассуждения и рациональное взвешивание собственной судьбы, а через чувство, и Наще всего, к сожалению, через чувство боли от потери другого человека, от собственной пе ред ним вины... Летит Майну в Москву к подполковнику Ивану Петровичу Карасеву, чьи воспомина ния о фронтовом друге алтайце Сулатае Чеч’огоеве, опубликованные в газете, мно гое высветили для Майну в жизни. Да, Майну приходит к людям, но через горькие потери, значение которых понимается им не сразу, а лишь тогда, когда рождается в его душе настоящая боль... Особенно проникновенны в повести стра ницы о детстве героя. Встреча маленького Майну с Сулатаем Чечогоевым полна истин ного драматизма. К двум мальчишкам, двум друзьям — Майну и Багыру — подошел на тропинке, бегущей между аилами, высокий солдат. «Медленно, как .ранняя заря,— пишет Б. Укачин,— на его лицо всходила улыбка. — Кто из вас Багыр? Кого звать Багы- ром? — Вот этого.—Майну подбородком ука зал на своего дружка. — Балам! Багыр! — вдруг закричал сол дат и, сделав два или три прыжка длинны ми своими ногами, подхватил Батыра, легко подбросил его высоко над головой, поймал, прижал к груди...» Напрасно ждет маленький Майну, что сейчас и его обнимет солдат, этого нё про исходит. Писатель показывает горечь, боль, обиду ребенка, растущего без отца. Возмож но, в тот миг, когда впервые шевельнулась у Майну зависть к счастливому Багыру, и ожесточилось его сердце. Он решает стать настоящим мужчиной, и это ему удается. Прекрасный, крепкий дом ставит Майну, лучшую девушку берет себе в жены, здо ровыми и веселыми растут его дети. Но л^шь в тридцать семь лет пронзает Майну понимание того, что живет 0 «, словно и без людей вовсе, сам для себя, и, даже помогая соседям, он получает не слова благодарно сти, а плату.. Помогает понять ему собственную отго роженность от людей старый Чакылдай: «Все мы виноваты, что Багыр так рано ушел., и ты виноват... Каким бы богатырем ты ни родился, каким бы ни стал мужчиной, все равно судьба человека не только от са мого себя зависит... Человек среди людей живет...» Майну приходит к пониманию этих слов после потерь,, в которых порой он виновен сам, пусть не очевидно, но виновен. Кузнец Багыр, друг его детства, прекрасный работ ник и хороший, сердечный человек, спивает ся и погибает буквально на глазах Майну... Но все же, после потерь и боли, понимает Майну, как недопустим эгоцентризм, даже сочетающийся с такими положительными качествами, как трудолюбие, хозяйствен ность, работоспособность, сила, умелость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2