Сибирские огни, № 7 - 1983

современная литература, какими целями^ и задачами руководствоваться. Убежденность эта, которую Г. Марков вынашивал не одно десятилетие, создав ряд ярких образов, людей, живущих единствен­ но во славу земли родной, ныне подкрепле­ на соответствующими партийными докумен­ тами. Так, в постановлениях ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художе­ ственных журналов с практикой коммуни­ стического строительства» прямо говорится о необходимости создания положительного героя, который бы воспринимался «как ху­ дожественное открытие, влиял на поступки людей». И Г. Марков как истинный «прист­ растный летописец своих дней» в романе «Грядущему веку» выводит целую галерею положительных образов, каждый из кото­ рых мог бы стать вполне достойным для подражания. Это и' умная, энергичная, не мыслящая себя вне живого, конкретного де­ ла Лена — жена Соболева; и неукротимый духом, одержимый своими идеями, геолог-, самородок Софронников; и страстно влюб­ ленный в свою землю председатель Ромаш- кинского колхоза Спиридон Федотович Со­ рокин, и многие другие Персонажи •романа. Это не значит, что обойдены молчанием отрицательные явления нашей жизни. Под­ тверждением тому служит история с плохо продуманной мелиорацией земель Ромаш- кинского колхоза, в которой проявился — автор открыто говорит об этом — недально. видный, негосударственный подход к пору­ ченному делу. А чего стоит, например, от­ кровенно сатирическая фигура министерско­ го работника, бюрократа и хама с партий­ ным билетом Изидора Изидоровича, с кото­ рым, отстаивая комплексный план использо­ вания природных ресурсов, пришлось столк­ нуться в Москве Соболеву. Но не они составляют главную силу на­ шего общества, не: они определяют его раз­ витие и поступательное движение на пути социального прогресса, а потому — зако­ номерно — не им, а Соболеву, людям его созидательной энергии, увлеченности, без­ заветной преданности коммунистическим Идеалам, отдает Г. Марков свои безраздедь. ные симпатии, наделяя их добрым и ясным светом. АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН Борис Укачин. До смерти еще далеко. По­ весть. Перевод А. Китайника. М., изд-во «Правда», 1982. Остры, актуальны нравственно-этиче­ ские проблемы, затронутые Борисом Укачи- ным в повести «До смерти еще далеко»,— это и вопрос о месте человека в современ­ ном обществе, и соотношение эгоцентризма и альтруизма в человеческой психологии, и живая связь, преемственность поколений... Главный герой повести, тракторист Май­ ну, летит в Москву. Самолет взмыл над землей, и Майну «вдруг как бы очутился над жизнью». Вся жизнь его — с детских лет до норы зрелости —предстала перед Майну. Так начинается повесть, а заканчи­ вается она тем, что в салоне самолета заго­ рается надпись «надеть привязные рем­ ни» —- и самолет идет на посадку. Время полета — всего несколько часов. Но это не просто полет в Москву. За эти несколько часов, проведенные над Землей, Майну прохо'дит, проживает долгий путь от эгоцентризма к пониманию простой исти­ ны — человек живет среди людей, и все люди, окружающие его,— есть часть его соб­ ственной судьбы. Истина проста. Но, как известно, прихо­ дит к ней человек не через логические рассуждения и рациональное взвешивание собственной судьбы, а через чувство, и Наще всего, к сожалению, через чувство боли от потери другого человека, от собственной пе­ ред ним вины... Летит Майну в Москву к подполковнику Ивану Петровичу Карасеву, чьи воспомина­ ния о фронтовом друге алтайце Сулатае Чеч’огоеве, опубликованные в газете, мно­ гое высветили для Майну в жизни. Да, Майну приходит к людям, но через горькие потери, значение которых понимается им не сразу, а лишь тогда, когда рождается в его душе настоящая боль... Особенно проникновенны в повести стра­ ницы о детстве героя. Встреча маленького Майну с Сулатаем Чечогоевым полна истин­ ного драматизма. К двум мальчишкам, двум друзьям — Майну и Багыру — подошел на тропинке, бегущей между аилами, высокий солдат. «Медленно, как .ранняя заря,— пишет Б. Укачин,— на его лицо всходила улыбка. — Кто из вас Багыр? Кого звать Багы- ром? — Вот этого.—Майну подбородком ука­ зал на своего дружка. — Балам! Багыр! — вдруг закричал сол­ дат и, сделав два или три прыжка длинны­ ми своими ногами, подхватил Батыра, легко подбросил его высоко над головой, поймал, прижал к груди...» Напрасно ждет маленький Майну, что сейчас и его обнимет солдат, этого нё про­ исходит. Писатель показывает горечь, боль, обиду ребенка, растущего без отца. Возмож­ но, в тот миг, когда впервые шевельнулась у Майну зависть к счастливому Багыру, и ожесточилось его сердце. Он решает стать настоящим мужчиной, и это ему удается. Прекрасный, крепкий дом ставит Майну, лучшую девушку берет себе в жены, здо­ ровыми и веселыми растут его дети. Но л^шь в тридцать семь лет пронзает Майну понимание того, что живет 0 «, словно и без людей вовсе, сам для себя, и, даже помогая соседям, он получает не слова благодарно­ сти, а плату.. Помогает понять ему собственную отго­ роженность от людей старый Чакылдай: «Все мы виноваты, что Багыр так рано ушел., и ты виноват... Каким бы богатырем ты ни родился, каким бы ни стал мужчиной, все равно судьба человека не только от са­ мого себя зависит... Человек среди людей живет...» Майну приходит к пониманию этих слов после потерь,, в которых порой он виновен сам, пусть не очевидно, но виновен. Кузнец Багыр, друг его детства, прекрасный работ­ ник и хороший, сердечный человек, спивает­ ся и погибает буквально на глазах Майну... Но все же, после потерь и боли, понимает Майну, как недопустим эгоцентризм, даже сочетающийся с такими положительными качествами, как трудолюбие, хозяйствен­ ность, работоспособность, сила, умелость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2