Сибирские огни, № 7 - 1983

у книжной полки Георгий Марков. Грядущему веку. Роман. Часть вторая. «Знамя», 1982, № 12, Е сли в первой части действие романа еще только набирает ход и силу, то во второй — выходит на широкий простор, захватывая все новые сферы жизни, укрупняя фигуры уже знакомых героев и вводя новые, обра­ стая дополнительными сюжетными линиями, которые, приобретая композиционную само­ стоятельность, еще более углубляют дейст­ вие. .Усиливается типизация основных персона­ жей произведения, но в то же время отчет­ ливее проявляются их неповторимые инди­ видуальные черты. Причем теперь уже поч­ ти все действующие лица изображены на более высоком витке своего развития, в кон­ тексте сложнейших экономических и соци­ альных преобразований. По-прежнему идейным и художественным центром романа «Грядущему веку» остает­ ся образ молодого первого секретаря обко­ ма партии Антона Васильевича Соболева. И это естественно, ибо в нем как в фокусе, совмещаются жизнь и проблемы крупного народнохозяйственного региона, достаточно типичного по .своим задачам, нуждам и ди­ намике развития. В первой части романа, только-только вступив на пост секретаря, Соболев еще присматривается к своему обширному и сложному хозяйству. Но теперь пора прики­ док кончилась, Соболев без остатка и не­ посредственно в гуще самых разнообразных дел руководимой им области. А они нема­ лые: здесь и перспективная геологическая разведка, и мелиорация, и комплексное ис­ пользование природных ресурсов, и круп­ ное промышленное и гражданское строи­ тельство, и улучшение социально-бытовых условий горожан... Тесное соприкосновение с каждой из этих проблем шаг за шагом обнаруживает в Со­ болеве не только умного перспективно мыслящего хозяйственника, способного ин­ женера, но — и это, пожалуй, самое глав­ ное— и многогранный талант партийного руководителя крупного масштаба. (Под мас­ штабом здесь подразумевается умение мыс­ лить смело, широко, предвидяще, решать многообразнейшие задачи, постоянно выдви­ гаемые бурно меняющейся современной дей­ ствительностью, умение объединять и на­ целивать людей на выполнение намеченных программ.) Впрочем, талант этот обнаружился с пер­ вых же шагов Соболева на ответственной партийной работе; в силе духовного магне­ тизма этого человека читатель получает возможность убедиться уже в первой части романа. . В дальнейшем эти качества проверяются напряжением текущей работы — секретар­ скими буднями. А в них вмещается чрезвы­ чайно много: от приема иностранных деле­ гаций до сочинения телеграммы колхознице, родившей тройню. Особенно показательна сцена, когда Соболев принимает в своем кабинете изве­ стного в области писателя Угрюмова-Вью- жина. Эпизод, едва ли не самый важный в художественной структуре второй части ро­ мана «Грядущему веку», отличается инфор­ мационной насыщенностью и большой эмо­ циональной заряженностью. Как в разрезе, в нем 'отлично представлен весь механизм ежедневной деятельности первого, секрета­ ря обкома партии. Данный эпизод несет еще и большую психологическую нагрузку, поскольку, давая писателю непосредствен­ ную возможность познакомиться с текущи­ ми заботами секретаря обкома, стать сви­ детелем того, чем он живет и дышит, Со­ болев побуждает Угрюмова-Вьюжина, до сих пор несколько предвзято относившегося к партийным работникам, изменить о них свое мнение. Уместно сказать, что и композиционно эпизод выполнен прекрасно. Разговор Со­ болева с Угрюмовым-Вьюжиным о смысле и задачах творчества, партийности в литера­ туре, об образе активного героя дней сегод­ няшних то и дело перебивается телефонны­ ми звонками, требующими первого секрета­ ря по неотложным делам. Но,, как ни важ­ ны, ни срочны вновь и вновь возникающие заботы, Антон Васильевич не прекращает разговора с писателем, тем самым как бы подчеркивая, что дела литературы для него находятся в кругу тех же первоочередных забот. Не случайно Соболев делает Угрюмову- Вьюжину по поводу выведенного им в ро­ мане некоего среднего секретаря райкома следующее характерное замечание: «...Я бы »а вашем месте взял лучших», И поясняет: «Вы пишете образ-эпохи. И сам вы не толь­ ко сын этой эпохи, а ее творец. Следова­ тельно, вы не просто регистратор событий н нравов, вы пристрастный летописец своих дней... А ведь все лучшее вашего времени воплощено в лучших людях, в ваших сов­ ременниках... Взяв среднего, вы невольно упростили свою художественную задачу». В этих словах убежденное понимание са­ мим автором-романа «Грядущему веку» то­ го, на какого героя должна ориентироваться \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2