Сибирские огни, № 7 - 1983
прозвучавшее в русской литературе гроз ное предупреждение о том, ■что природа требует к себе бережного разумного отно шения. Рассказ «В полях», опубликованный в том же «Современнике», знакомил публику с духовным обликом крестьянина, нарисо ванного вчерашним крестьянином. Традиция была нарушена: до того времени мужика в литературе изображали дворяне или разно чинцы. Герой рассказа пожилой крестьянин Архип — носитель «философии пахаря»: он тонко чувствует природу, ценит красоту ро димой пашни, грустит о торопливости, пре- ходящести человеческого века и в то же время оптимистически приемлет круговорот времен как неизбежный закон, обязываю щий каждое последующее поколение ува жать обычаи, мораль предков, землеДашцев. Сын Архипа Максим начинает понимать это. Гребенщиковская проповедь толстовской «всемирной пашни», освещенная неожидан ной мужицкой культурой чувствований при роды, космической гармонии, была своеоб разной положительной программой писате ля в русской литературе того времени, ис пытывавшей натиск модернистской вакхана лии, всевозможного ренегатства. В этом со стоит смысл так называемых религиозных исканий Г. Гребенщикова, смыкавшихся с системой Н. К- Рериха,— верою в торжест во космических гармоний в деяниях челове чества во имя Мира, Труда, Братства. Г. Гребенщиков преломлял в своем твор честве лучшие искания М. Горького, И. Бу нина, если говорить о правдивом воспроиз ведении деревенских нравов, поэтике пейза жа, горьковской проповеди о высоком пред назначении человека. Недаром в рецензии на рассказ «Рождение человека» из цикла «По Руси», напечатанной в газете «Жизнь Алтая», писатель-сибиряк особо выделял горьковскую мысль: «Превосходная долж ность— быть на земле человеком!» Неда ром герой его рассказа «Отец Порфирий» представляет вариацию горьковского актив ного типа, выламывающегося из своей уду шающей социальной среды. «Детей природы», киргизов, вчерашних хозяев бескрайних кочевий, оттесняют все дальше в бесплодные солончаки купцы, ку лаки, владельцы шахт. Об этом — повесть «Ханство Батырбека», ценная не только своим обличительным тоном, не только пронзительностью авторского гуманизма. Примечательна сама ее сюжетно-композици онная структура. Повествование развивает ся на искусном движении контрастов: воль ная старина, где побеждали ум, удаль джи гита Бекмурзы, отца обедневшего незлоби вого хана Батырбека,— и горькая нынешняя юдоль киргизского клана; простодушные кочевники — и купцы обиралы; готовая плодоносить степь — и страшный «джут», дождь зимою, когда и люди, и скот на ходу превращаются в ледяные изваяния... В повести гармонично соединяются два •плана: романтический и реалистический. В этом Тоже усматривается благотворное воз действие горьковских образов и мотивов. Повесть далека от идеализации патриар хального быта кочевников. Клан Батырбека держится трудом батраков Байгобыла, Ах- метбайки, Кунантая. «Ханство Батырбека» воссоздает полнокровное разнообразие на тур, характеров кочевого народа: невинная, как ребенок, Бибинор и хитрая, сладостраст ная Хайным, привязавшая к себе Сарсек'е при живом Кунантае; ленивый созерцатель ный Батырбек и смелый находчивый Сарсе- ке. Повесть ценна еще и тем, как верно за ключает Н. Яновский, что в ней «Гребенщи ков рассказывал о национальной самобыт ности народа». В сборнике помещен первый том рома на-эпопеи «Чураевы». Главный герой Васи лий Чураев мучительно размышляет над жестокостью вековых российских порядков, отрицает Москву купеческую, интеллигент скую, возвращается в родительское лоно Фирса Платоновича Чур-аева, идеолога, столпа старообрядчества. 'Но вскоре он убеждается в лживости, паразитизме чура- евского скита, бежит из-под родительского крова. Разнообразие старообрядческих ти пов, развенчание в образе Викула, брата Василия, культа таежной силы и стихии, яр кие картины родной алтайской п ри роды - всё это выводит «Чураевых» за пределы традиционного этнографического романа типа произведений Мельникова-Печерского. Н. Яновский с полным основанием резюми рует: «Критика российского, а с ним всяко го другого капитализма, сильно звучащая со страниц романа* тоже не относится к да лекой истории. Критика индивидуализма и собственничества актуальна так же, как и полвека назад. Наконец, несомненна обще познавательная и художественная ценность произведения, запечатлевшего целый пласт нашей истории. А сколь заразительна лю бовь писателя к родному Алтайскому краю, его постоянное желание и умение «писать» природу Алтая во всем богатстве ее живых неповторимых красок!». НаДо помнить также и о том, что роман был написан под влиянием и при непосред ственной поддержке Максима Горького'. Горький дал восторженную оценку. «Чурае- вым», назвав первую часть романа высшим достижением кисти Гребенщикова. А Федор Шаляпин отзывался так: «Когда я читаю «Чураевых», я горжусь тем, что я русский, и завидую тому, что я не сибиряк». Первое издание сочинений Г. Д. Гребен щикова — это возвращение всего лучшего что есть в его творчестве, на Родину, в русскую советскую литературу. Без сомне ния, назрела необходимость создания на учной развернутой биографии и характери стики всего творческого пути писател« *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2