Сибирские огни, № 7 - 1983
гает Н. Яновский, А. Куприн связывал с именем Гребенщикова и др. прозаиков (Тренев, Шмелев) сохранение, приумноже ние традиций художественного реализма. Н. Яновский устанавливает своеобразное происхождение писателя, сына «крестьяни- на-рудокопа» Змеиногорского уезда, даты жизни отца Дмитрия Лукича и матери Еле ны Петровны, убинской казачки. Что каса ется калмыцкого корня своего рода, об этом сам писатель вспоминал так в 1925 году, основываясь на письме своего деда Луки Спиридоновича: «Как оказывается, мой прадед был калмык (точнее алтаец, надо по лагать— Я. 3.), захваченный русскими охотниками в вершине Бии вместе с целым табуном лошадей и в качестве пленника до ставленный в Сузунский завод Кузнецкого уеВда. Ему было тогда не более десяти лет, его взял какой-то добродетельный рудокоп, крестил, выучил языку, записал в сословие- рудокопа, а потом и женил на русской де вушке. Фамилию мой прадед получил, ви димо, от своего- приемного отца, а тот, по предположению деда, был сыном гребенщи ка, мастера гребней, пришедшего со старо верами в Сибирь»1. Жизнь, деятельность Г. Гребенщикова до 1917 года, повторяем, прослежена автором послесловия со всею скрупулезностью. Био графия писателя свидетельствует о том, какую поистине горьковскую школу «в лю дях» прошел этот человек, бывший и учени ком в штемпельной мастерской, и санитаром в больнице, и даже... домашней нянькой. Н. Яновский достаточно подробно харак теризует журналистскую работу молодого Гребенщикова в семипалатинских газетах, первую книгу очерков и рассказиков «Отго лоски сибирских окраин» (1906), направлен ную против самодержавной политики, ри совавшей бедственное положение мужиков, крестьянской женщины, пьесу «Сын наро да». В то время молодой автор по-народни- чески идеализировал фигуру сибирского крестьянина, звал к толстовской идее «все мирной пашни». Впоследствии к тому же са мому приходит главный персонаж, эпопеи «Чураевы». Н. Яновский дает и характери стику деятельности Гребенщикова в газете «Омское слово» (1908—1909). «В ней,— за мечает исследователь,— Гребенщиков впер вые выступает.как организатор литературы в Сибири, как редактор, журналист и про фессиональный писатель». В общественно-политической, литератур ной жизни края в годы после первой рус ской революции заметную роль сыграли том ские журналы «Молодая Сибирь», «Сибир ская новь», в которых Георгий Гребенщи ков также сотрудничает. Хотя издания эти просуществовали недолго, но свой добрый след оставили; они. были' огоньком, светив щим во мраке всеобщей реакции, черносо тенного разгула в Сибири: в них разоблача лись антинародная деятельность Государст венной думы, стблыпинская практика пере- селенчествй, произвол местных властей, царской охранки, жестоко расправлявшими ся с арестованными, ссыльными, публикова лись материалы о массовых казнях, расстре лах. ' Георгий Г р е б е н щ и к о в Из моей жизни (Странички автобиографии). Зарница. 1925, т. 1 , вып. 1. с. 7. В послесловии тщательно проанализиро ваны такие -значительные произведения Г. Гребенщикова, как «Лесные короли», «Волчья жизнь», «Ханство Батырбека», «Любава», «Степные вороны». Творчество писателя, по мнению дореволюционной кри тики (и эмигрантской впоследствии), огра ничивалось рамками традиционного этно графического повествования. Временами из вестного прозаика с Алтая называли даже идеологом сибирского кулачества. Как спра ведливо полагает Н. Яновский, многие по вести и рассказы Гребенщикова — это «ху дожественные достижения литературы», «поэзия и правда», данная по всем «зако нам» точного реалистического письма». Бе лоэмигрантское литературоведение не про щало Георгию Гребенщикову признания Ве ликого 'Октября, необходимости коммуни стического строительства в роветской Рос сии, его ненависти к паразитическому существованию всевозможных отщепенцев покойной монархии. Писатель, оказавшись за рубежом, с 1924 года начинает неустанно пропагандировать необходимость сотрудни чества народов Америки, России и всех стран. Его романы «Чураевы», «М.икула Буянович» и другие произведения, при всех издержках, неизбежных для художника, оторвавшегося от Родины, недаром входи ли в число лучших книг мировой гумани стической литературы, по данным Интерна ционального института Лиги наций. Вот почему о нем так высоко отзывались Н. Ру- бакин, ,И. Бунин. Вот почему Г. Струве и иже с ним, монархисты, закоренелые враги новой России, проповедники некоего «еди ного потока литературы», приклеивали к со чинениям Георгия Гребенщикова ярлык эт нографизма. Г. Гребенщиков был по своим политиче ским и эстетическим взглядам областником, последователем Г. Н. Потанина. Однако об ластническая программа Г. Н. Потанина послужила для Г. Гребенщикова, А. Новосе лова, В. Шишкова и других сибирских пи сателей побудительным толчком к широкому исследованию сибирской действительности, к изображению судеб кочевых народностей, беспощадно теснимых, обираемых царскими прислужниками, казаками, купцами. На смену прежней литературной традиции, изо бражавшей сибиряка и Сибирь в целом «народоведчески», этнографически, чисто описательно, с мотивами «поэтики гиблого места» (М, Азадовский), пришли полноцен ные художественные повествования с психо логически достоверными типами сибирских крестьян, алтайцев, киргизов, казахов, оби тателей тайги, степей, гор, деревень, горо дов. Всеми красками заиграла в литерату ре алтайская природа. Книги Георгия Гре бенщикова стали подлинным откровением для всероссийского читателя. Их пафос сыг рал неоценимую роль в формировании оппо зиционного общественного мнения, неофици альной идеологии Сибири предоктрябрьской. Классовое расслоение общины, жестокость деревенских нравов, дикий произвол колони заторов, процесс духовного оскудения лич ности при капитализме, хищническая эксп луатация природных богатств — тематиче ский стержень произведений Г. Гребенщи кова рассматриваемого периода, «Волчья жизнь», опубликованная в 1913 году сто личным «Современником»,— з^о впервые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2