Сибирские огни, № 7 - 1983
Пространство этого стихотворения стре мительно суживается до крупного («косте рок возле старой протоки») и самого крупного («на доске чешуя и молоки») пла на. Главное здесь — ощущение слитности земного, здешнего и вечного. Однако нельзя не заметить, как не равны для поэта эти «теперь» и «всегда». Я бы даже сказала — как не равно они ему доступны. Вечность для Л. Мерзликина по существу — никакая, потому наша Земля мчится «где-то», да и названа несколько странно — «планета зем ная». Посмотрим далее, что происходит с поисками других названий для Земли, когда автор пытается проосмыслить, постичь ее место во Вселенной. «А на ней, на единст венной в мире»^— говорит он, начисто забы вая о том, что мир — это то, что под солн цем. Эта неточность обозначений свидетель ствует о том, что чувства миропорядка за пределами «тяги земной» у поэта, похоже, нет вовсе. Космические образы у. него ока зываются преломленными зрением, приспо собленным к восприятию иных пространств, иных масштабов И измерений, к видению деталей, из которых складывается картина человеческой жизни. И все-таки я далека от того, чтобы бросить упрек поэту и посовето вать ему учиться быть обитателем вечности. Л. Мерзликину не дается вечность, но она тревожит его, вовсе не склонного к фило софским обобщениям, любящего прежде всего живописать конкретные ситуации. Стихотворение «Дорога» производит впе чатление создания, еще не до конца извле ченного из,хаоса. В нем автор реализует чувство пути и путеводной звезды, образ которой складывается из множества звезд, упомянутых в стихотворении: «На палец от маковки стога хвостатая пала звезда», «По темному небу полого опять просверкнула звезда», «Бежит кобыленка Звеэдана, берет за сугробом сугроб», «А вот и на взгорке погост. В глубокой и скорбной печали де сятки там крашеных звезд»; в окнах огни «как звездочки блещут меж елок, мелькают и пляшут они». Таким образом, устанавли ваются связи между крашеной звездой сель ского погоста, символом вечной памяти и славы погибшим за Родину, и «хвостатой звездой» из глубины Вселенной, вестницы иных миров. Впрочем, когда эта звезда, по падает в поле зрения поэта, она падает все- таки «на палец от маковки стога» — качест во земного зрения и здесь дает о себе знать. Кобыленка носит имя Звездана, которое хоть и объясняется житейски просто — «со звездочкой лоб», но в то же время и напо минает романтические имена из фантастиче ских повестей о межпланетных путешестви ях. Не случайно возникает вопрос: «Куда разбежалась, куда?». Еще немного, и бег ее сольется с вечностью. Однако фокус весь в том, что этого «чуть-чуть» не наступит. По следние строки: «Дорога, дорога, дорога, снежок опушил провода...» остаются от крытыми двойному толкованию. В них мож но увидеть следы последних признаков зем ного бытия, которые промелькнули перед прощальным взором лирического героя. Но, скорее всего, этот снежок его не отпустит, не будет обменен на безымянный холод Все ленной. Самое, на мой взгляд, значительное из того, что создается Л. Мерзликиным, как раз на перекрестке чувств, там, где его ду- *ша разрывается между з д е с ь и в е з д е , т е п е р ь и в е ч н о . Но как и у всякого поэта, создающего свой мир, недостатки его поэзии зачастую вырастают из одного корня с достоинствами. Например, Л. Мерзликин пытается порой выжать некий смысл из слу чайного факта. Не слишком остроумная надпись на вагонном стекле «Жену меняю на пимы» побуждает его развернуть эту не сложную идею в стихотворении, однако к поэзии описанный факт не принадлежит, оставаясь в руках поэта обломком быта, так и не нашедшим поэтического примене ния. С другой стороны, для него оказывает ся опасным отрыв от собственного, знако мого до деталей материала. Таким, не продиктованным душевной необходимостью, представляется цикл «Южная мозаика». Оторванный от родного Алтая, поэт не на шел подлинного вдохновения в иных местах. Вероятно, значение этой «Южной мозаики» лишь в том, что она — память о путешест вии типа «Киса и Ося здесь были». На большее претендовать у этих стихов осно ваний нет. Не думаю, что поэты, живущие долго на одном месте, не могут писать о других краях. Наверное, могут. Не думаю также, что Муза, не терпящая перемены ме ста,— это хорошо, есть в этом ограничен ность, обусловленная, однако, объективны ми причинами. В этом, возможно, и состоит одна из проблем литературы регионов. Среди поэтов немало таких, для которых действительность типизируется именно в биографии. Подозрительное же отношение критики к этому — дело Давнее. А. Про кофьев в свое время вынужден был специ ально объясняться с критикой по этому поводу: «Я не чуждаюсь родословной, иду щей в песни и стихи». С. Каширин (ленин градец) рецензию на книжку стихов «Холмы и думы» Г. Панова, опубликованную в «Ал тайской правде», • назвал «Отчая земля поэта». Тем самым он обозначил как нельзя лучше и характер лирических исканий поэ та, и пафос собственных заметок о нем. В них речь идет в большей мере о миссии поэта, нежели об его искусстве. В рецен зиях почему-то не принято разбирать, как создает поэт свой образ. Положительная оценка мастерства выражается, как прави ло, в обтекаемых фразах. Вот и в данном случае: «Богатой палитрой пользуется Ген надий Панов в пейзажной живописи». А чем же эта богатая палитра отличается от ты сяч не менее богатых в нашей поэзии? Прав да, рецензент тут же приводит пример, долженствующий показать это богатство: «Светлым-светла ракита, ветла опушена». Но в этих строках живописи вовсе нет. «Вместе с ним,— продолжает рецензент,— мы словно бы впервые видим, как летом сосна «роняет в полдень на песок и в туесок янтарный сок». Но мы-то скорее не видим,'а слышим, как тягуче падает смола: пеСОК — туеСОК— СОК — капля оборвалась послед ним, самым коротким словом. (Кстати, к фонической сторбне стиха Г. Панов неиз менно внимателен.) А завершается рецензия так: «Обычно в рецензиях принято говорить и о недостатках. Однако явных стилистиче ских или художественных просчетов в сбор нике нет». Естественно, ничего такого и нельзя заметить с высоты птичьего полета, П * /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2