Сибирские огни, № 7 - 1983
аннотацией, где сказано, что его стихи «от ражают внутренний мир человека, родивше гося и выросшего в деревне, но давно ставшего горожанином». Однако это обстоя тельство представляется мне не столь важ ным для стихов Л. Ершова, как, быть может, ему самому хотелось бы. Я говорю так по тому, что в самих названиях двух его сбор ников— «Поклон» (1979) , и «Горит окно» (1981)— ощущается желание автора утвер дить эту оборвавшуюся связь. Круг образов в рамках темы «малой родины» уже зна ком — это «светлый ключ», который у раз ных поэтов может называться по-разному, но в сущности представляет собою совре менные варианты образа живой воды. Од нако обращает на себя внимание то обстоя тельство, что лирический герой Л. Ершова отдает « н е ч а я н н ы й поклон воде про зрачной, роднику лесному». (Выделено мной.— В. Д . ) . Он не возлагает никаких обязательств на себя по отношению к дерев не. Горящее окно увидено в пути, где дерев ня один из возможных пунктов прибытия. Я подчеркиваю — один из возможных, не единственный. Л. Ершову важна не столько цель, сколько сама поездка: Неважно, еду я куда — Домой, или из дома. Или: И выбор был Пойти, поехать. Хоть в эту сторону, Хоть в ту... Духовная состоятельность лирического ге роя оценивается в стихах Л. Ершова спо собностью его пуститься в путь: «Когда пути кончаются — кончается душа». Если человек умирает — значит, он «навеки отъ ехал», даже гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» представлен в некоем «дорожном» осмыслении: «вверх ступени, вниз ступени». И состояние душевного спада изображается как отсутствие желания отправиться в до рогу: Но как раньше Уже не влечет Скорый поезд Й быстрая птица — Улетающий ввысь Самолет. Поразительно обилие во второй книжке Л- Ершбва стихов, где упомянута дорога: по крайней мере их треть всего сборника. В этих стихотворениях пробует выразить себя бесприютная душа, не нашедшая опо ры ни в городе, ни в деревне, и потому ищущая отрады в круговерти ежедневных насущных забот, в их «святой нервотрепке». Л. Ершов, я думаю, поэт, который считает себя творчески связанным с деревней, но на самом деле это не совсем так. Его поэтиче ская судьба, вероятно, определится тем, на сколько он сумеет вычленить себя из очер ченных самими же поэтами деревни темати ческих кругов, насколько сумеет преодолеть ритмическую и стилистическую монотон ность. Всякий раз, когда необходимо почувство вать. нравственную опору, Л. Мерзликин -об ращается к земле, взрастившей его: Ты один у меня, мой земной уголок. Где бы я нн тужил, а по правилу старому. Ты один у меня на распутьи дорог, Все четыре дороги к тебе, крутоярому. Или: Березы по кромочке поля Сквозную раскинули вярь... Поедем на родину, Коля, Она нас давно заждалась. И далее: Я мучиться больше не в силе. Поедем к знакомым местам. А' вдруг, если здесь мы гостили? Да, именно здесь, а не там? Лирический герой Л. Мерзликина тоже ощущает себя гостем. Но где именно — в деревне или в городе? Это остается вопро сом. Строй чувств в стихотворениях Л. Мерз ликина — уже за рамками переживаний бывшего сельского' жителя. И это находит воплощение в образе предельно обобщен ном: Блудным сыном древнего сказанья. Жертвою скитаний и дорог Я пришел к тебе на покаянье. Позабытый всеми уголок. И стою как будто бы нездешний, До кровинки здешний человек... Улетели птицы из скворешни. Скоро ночь, а ночью будет снег... Развитие лирического переживания по зволяет здесь увидеть, как герой очеловечи ваете^ по мере того как происходит движе ние из вечности мифа, когда он «жертва скитаний и дорог», в современность, в день сегодняшний. Деревня, однако, не стала собственно проблемой ни этого, ни других стихотворений Л. Мерзликина, но характер, этика, строй чувств лирического героя могли сложиться только в русской деревне и, веро ятно, только в сибирской. Признаюсь, по следнее вовсе не кажется мне бесспорным. Возможен ли такой, особенный сибирский характер? Положим, для Евг. Евтушенко «сибирская порода», к которой и себя он от носит, существует. Однако это вовсе не сни мает вопроса. Не есть ли такая порода или характер чистая условность, хотя и лестная для сибиряка? Размышления по этому пово ду и побудили меня продолжить анализ поэзии Л. Мерзликина, потому что его твор чество представляется наиболее сложив шимся в смысле выраженного в нем харак тера самого поэта. Вряд ли возможно существование поэта без чувства времени и места. Этого времени и этого места. Пространственная определен ность имеет в стихах Л. Мерзликина вполне четкие географические приметы: это Сибирь, Алтай, их природа, города и селения. Отно шения же с вечностью у поэта складывают ся не просто. У каждого здесь свои воз можности, свои пути сопряжения конечного и бесконечного. Лирическому герою Мерзли кина не чужда попытка вжиться в миро здание: ...точкой мерцая, Где-то мчится планета земная, А на ней, на единственной в мире, Есть Сибирь и поселок в Сибири. Костерок возле старой протоки. На доске чешуя и молоки, И уха в котелке закипает, И июльский рассвет наступает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2