Сибирские огни, № 7 - 1983
том, как творческая программа, о чем он прямо заявляет в стихотворении «Откры тым текстом»: Это ли не отрада. Это ли не судьба — видеть дальше ограды, слышать дальше себя. Я не отношу это стихотворение к лучшйм в книге В. Башунова, но оно кажется мне закономерным, свидетельствующим о на- отуплении той поры, когда и жизненный опыт, и поэтическое умение^ позволяют гово рить, уже «не заботясь о слоге». Чувство сопричастности с другими людьми, когда «две души, как два сосуда, сообщающиеся», и есть та основа, на которой выросла новая книга поэта. И одно из чувств, тревожащих его, это уверенность в том, что «не беда уби вает— бесприютность души». Нет, он не смог бы обитать во вселенной; напряженная духовная жизнь современного человека тре бует основы, душа — пристанища. И если раньше поэт обретал нравственную опору, возвращаясь к родным пенатам, природе, то теперь, в пору зрелости, появилось чувство, что все в самом человеке, в его духовной и гражданской ответственности. Окрепла уве ренность в своем праве сказать. Поэтиче ский мир В- Башунова , формируется далее вопреки известному сюжету с поездкой на поклон в деревню. Наоборот, она сама не отступно следует за поэтом: И, обернувшийся-назад, увидел в дымке лет: крыльцо мое, как верный брат, идет за мною вслед. Хоть нелегко ему. видать, идет за мной, скрипя. Я мог от счастья зарыдать, но я сдержал себя. И посреди большой земли вдыхал я теплоту ступенек в трещинах, в пыли, в смоле, в слезах, в поту. Записанный в паспорте как место рожде ния В. Башунова пос. Знаменка, которого нет теперь уже, остается с поэтом в ином своем качестве — как зарубка в памяти. Та ким образом, вечность обживается, она ста новится доступна взорам и чувствам, и по существу присутствует в поэзии как это ме сто и это имя. Раз уж разговор зашел о новой книжке В. Башунова, отмечу в ней те стихи, кото рые отражают злободневную проблематику: «К вопросу о хорошей жизни» и «Полиров ки и побрякушки»... Спору нет, испытание современного че ловека «хорошей жизнью» все чаще стано вится материалом для постановки серьез ных нравственных проблем. Однако поэт ут верждает вещи в общем-то очевидные. Только в сердце пусть будет недолгой эта страсть, а не то недоброй мы дождемся с тобой седины. Перед нами как раз тот случай, когда поэту ходячая истина предстала в своем са мом заурядном облике. «Страсть», как на- звана проклюнувшаяся было охота к «мебе лям», слишком громкое слово для этого контекста. Страсть — это опасно, это серьез но, как у Скупого рыцаря. Страсть вряд ли поддается мягким увещеваниям. И выбор1 Между мельхиоровою ложкою и алюминие вой кружкою — не тот, который заставит мучиться душою. Разумеется, быт таит в себе массу неожи данностей, его'вещный характер располагав ет и многими возможностями, ибо бесконеч но разнообразен: но для поэта в нем всегда есть опасность скользить по его поверхно сти. Н. Черкасов среди поэтов Алтая наиболее настойчив в утверждении деревни как темы своего творчества. В деревне для него сов мещается исток души и исток поэзии: Село мое —первооснова моих сомнений и тревог. Я У твоих околиц снова ищу поэзии исток. Думается, эта декларация поэта могла быть более точной по языку, менее описа тельной. Однако отметим, что поэт прямо заявляет о своей принципиальной привер женности деревне, ее заботам и нуждам. Однако место, к которому поэт привык, вре мя, с которым он сроднился, все дальше и дальше отступают в пределы прошлого. Проблема человека, сорванного с деревен ских корней, ставшего городским жителем, вокруг которой еще недавно кипели страсти, как-то потеряла свою остроту. На часах дру гое время. Однако поэт не хочет расстать ся со своей излюбленной темой и переводит ее в экологический план. Теперь уже не про сто село, но природа занимает его вообра жение, а новый вопрос звучит так: как могло к понятию «природа» присосаться слово «покорять»? Судьба «истока души» ставится в прямую зависимость от судьбы природы: «...тогда усилья тщетные его неот вратимо явятся болотом, где чистота не мыслима». Но экологические усилия поэзии тоже быстро исчерпываются; ведь уже все как будто поняли, что природу нужно охра нять, а от поэзии все-таки ждут откровения, а не просто участия в ряде мероприятий. И не случайно в книжке Н. Черкасова «Исток Души» (Барнаул, 1981) явственно наметились признаки кризиса. Нравствен ную опору по-прежнему ищет поэт в прош лом. Но вновь организует прежде написан ные стихи, которые, как это стало Е1ИЯНо, обладают единством принадлежности оп ределенному времени. Ранее рассыпанные по сборникам целинные стихи собрались в раздел-островок, на котором и укрепляется поэт. Раздел этот называется «Формула любви». Из него явствует, что в пору первой поэтической молодости Н. Черкасов был «любовью к далям однажды ранен навсег да». И что же теперь? Но я не сетую на долю, Поскольку долю делал сам. Она меня тревожит болью. Лечить которую не дам. То есть растравляет свои старые раны, чтобы писать новые стихи... Но, думается, все-таки настала для поэта необходимость преодолеть свою завороженность определен ным материалом, знакомым кругом проб-, лем. Книжка Л. Ершова «Горит окно» (Бар наул, 1981) предваряется издательской 11 Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2