Сибирские огни, № 7 - 1983
.петедая бетоном объектов промышленных площадок не отработана до конца, что со здает .немало дополнительных трудностей. Бетон к нам возят с правого берега, почти за пятьдесят километров. К тому же нё. любят некоторые шоферы, особенно в ночное время, ездить- в одиночку. Соби раются они иногда в колонны по восемь, десять, а то и больше машин, которые здесь называют караванами. Схема полу чается весьма простой: загрузятся первые бетоновозы и ждут попутчиков. Затем ез ды час с хвостиком. В конечном счете поч ти полсмены бетонщики сидят без дела, а потом работы невпроворот. Но это еще полбеды, к тому же не худшая ее полови на. Когда «посуда» есть, все механизмы работают, можно принимать бетоновозы хоть гуртом, хоть в розницу, тем более что конструкции у нас бетоноемкие. Действи тельно: долго ли? Подошла машина, под няла кузов — бетон,вжик из него, и будь здоров. Остается только слегка почистить кузов лопатой, на что по норме полагается три минуты, а по расценке пять копеек. З а тем — «вира», «майна» и давай шуруй виб ратором, пока разгружается другая маши на. Все, как в ЕНИРах (единых нормах и расценках), все как должно быть. Да все так и есть, за исключением одной неболь шой детали. К сожалению, этот пятикопе ечный «вжик!» не получается. Вот здесь-то и сидит вторая, гораздо худшая половина беды от караванной доставки бетона. Бетон, как известно, имеет свойство от долгого пребывания в кузове самосвала уплотняться, и чем дольше, тем больше. Так что можно представить, каким моноли том приходит он на стройплощадку, прой дя через ожидание на заводе и пятьдесят километров по строительной дороге. Бетон настолько уплотняется, что ему абсолютно наплевать на поднятый кузов. Он добро вольно не вылезет из него, даже если са мосвал ляжет вверх колесами и будет дры гать задним мостом. Отсюда вместо «вжик» получается «тук-тук», когда бетонщики, ба лансируя на стенках кузова, ломами сдалб- ливают бетон в «боёк». И вместо трех минут, отпущенных нор мами на разгрузку самосвала, уходит по рой до четверти и более часа полукаторж- ного труда за те же, кстати, пять копеек. Как следствие, последние машины карава на уже на площадке ждут разгрузки два, а то и три часа. Иногда за первым карава ном следом приходит второй, реже —- тре тий... Если же вдобавок ко всему что-ни будь поломается, скажем, выйдет из строя один из кранов или полетит сразу несколь ко вибраторов, которые, тыкаясь в крупно обломочные куски застывшего бетона, от бессилия скручивают себе шеи-тросики, или случится еще какая «холера»,—•то у шофе ров и бетонщиков происходит стремитель ное накопление стрессовой энергии, выплес кивающейся бурнымр диспутами и двусто ронними экскурсами в родословные дебри. Не знаю, может, потому, что я человек здесь новый, мне кажется, это зло не так уж трудно пресечь. Достаточно потребо вать от диспетчеров бетонного завода, что бы они ставили время погрузки (кстати, во всем мире так делается), а диспетчерам на стройке отмечать время прибытия (тоже довольно распространенное действие). Бо лее того, в-первую очередь, .разгружать те машины, которые наименьшее время нахо дились в пути, с долгоедущих же спраши вать по всей строгости с применением, со ответствующих мер. Конечно, кое-кому это прибавит работы и изрядно помотает нер вы, потому что вопрос касается и прести жа завода (а кто это любит?), и заработка шоферсш (а кто это стерпит?), и дополни тельной нервотрепки нашим, диспетчерам (а кому это надо?). Но ведь зато будет порядок! Однако, когда я впервые высказал по добные мысли, на меня посмотрели с та ким добрым интересом, что мне почему-то сразу захотелось пойти к психиатру. Здеш ние бетонирующие старожилы постарались объяснить в весьма доступной форме, что если мы только затронем интересы завода или ущемим в заработке хотя бы некото рых шоферов, наш бетон спокойно пойдет в другие СМУ, где не мудрствуют лукаво, а ,мы, от большого ума, будем вообще си деть без бетона, которого и так дают зна чительно меньше потребности. Что, мол, ритмичная поставка бетона— сказочная мечта, ибо даже в сказках любой самый глупый царь, давая задание Иванушке-ду- рачку построить за ночь золотой дворец, и в мыслях не имеет поручить ему организа цию ритмичной поставки бетона. А ты, дескать, хочешь быть умнее Иванушки-ду- рачка... Я остался при своем мнении и начал втихаря фиксировать время прибытия ма шин.’ При этом оказалось, что склонность к «караванной» поездке имеют не постоянно закрепленные за объектами промплощадки шоферы, а временно переведенные с бето нирования плотины, чем больше, «варягов», тем больше «караванов». Поинтересовался происхождением «варягов». Выяснилось, что переводятся они с плотины на объекты промплощадки не по собственному жела нию, а по обстоятельствам, от них не зави сящим. А какой шофер согласится без принуждения перейти туда, где условия ра боты не в пример хуже? Где и дороги с подъездами не те, и места приемки не те, и освещение не то. К тому же бетонный, за вод рядом с плотиной. Бетон идет без за держки, свеженький, пластичный, хоть бли ны в него макай. Его не то что ломом дол бить не надо, а достаточно самосвалу брю хо кузова пальцем пощекотать, как он с «гголувжика» в бадью льется. Отсюда и ездок больше, и заработок «а плотине ку да выше, чем в других местах. Когда я познакомился со всеми этими нюансами, то пришел к нехорошему выво ду, что «караванят» переведенные шоферы специально, чтобы от них поскорее отка зались и вернули на плотину. Оказалось, не я один так думаю. Поэтому мне совер шенно непонятно, почему все молчат. Му чаются с приемкой бетона и молчат! Я долго искал причину такой терпимости. Ведь не могут же быть все молчунами, дол жен же кто-то взорваться? Так ничего я и не нашел, кроме боязни остаться без бетона. Не хотелось бы мне начинать свою деятельность со «взрыва», но, видимо, при дется. Впрочем, это, пожалуй, от меня уже не зависит. Мои крамольные разговоры и не менее крамольные действия дошли до сведения диспетчерской элиты, и, как мне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2