Сибирские огни, № 7 - 1983

.петедая бетоном объектов промышленных площадок не отработана до конца, что со­ здает .немало дополнительных трудностей. Бетон к нам возят с правого берега, почти за пятьдесят километров. К тому же нё. любят некоторые шоферы, особенно в ночное время, ездить- в одиночку. Соби­ раются они иногда в колонны по восемь, десять, а то и больше машин, которые здесь называют караванами. Схема полу­ чается весьма простой: загрузятся первые бетоновозы и ждут попутчиков. Затем ез­ ды час с хвостиком. В конечном счете поч­ ти полсмены бетонщики сидят без дела, а потом работы невпроворот. Но это еще полбеды, к тому же не худшая ее полови­ на. Когда «посуда» есть, все механизмы работают, можно принимать бетоновозы хоть гуртом, хоть в розницу, тем более что конструкции у нас бетоноемкие. Действи­ тельно: долго ли? Подошла машина, под­ няла кузов — бетон,вжик из него, и будь здоров. Остается только слегка почистить кузов лопатой, на что по норме полагается три минуты, а по расценке пять копеек. З а ­ тем — «вира», «майна» и давай шуруй виб­ ратором, пока разгружается другая маши­ на. Все, как в ЕНИРах (единых нормах и расценках), все как должно быть. Да все так и есть, за исключением одной неболь­ шой детали. К сожалению, этот пятикопе­ ечный «вжик!» не получается. Вот здесь-то и сидит вторая, гораздо худшая половина беды от караванной доставки бетона. Бетон, как известно, имеет свойство от долгого пребывания в кузове самосвала уплотняться, и чем дольше, тем больше. Так что можно представить, каким моноли­ том приходит он на стройплощадку, прой­ дя через ожидание на заводе и пятьдесят километров по строительной дороге. Бетон настолько уплотняется, что ему абсолютно наплевать на поднятый кузов. Он добро­ вольно не вылезет из него, даже если са­ мосвал ляжет вверх колесами и будет дры­ гать задним мостом. Отсюда вместо «вжик» получается «тук-тук», когда бетонщики, ба­ лансируя на стенках кузова, ломами сдалб- ливают бетон в «боёк». И вместо трех минут, отпущенных нор­ мами на разгрузку самосвала, уходит по­ рой до четверти и более часа полукаторж- ного труда за те же, кстати, пять копеек. Как следствие, последние машины карава­ на уже на площадке ждут разгрузки два, а то и три часа. Иногда за первым карава­ ном следом приходит второй, реже —- тре­ тий... Если же вдобавок ко всему что-ни­ будь поломается, скажем, выйдет из строя один из кранов или полетит сразу несколь­ ко вибраторов, которые, тыкаясь в крупно­ обломочные куски застывшего бетона, от бессилия скручивают себе шеи-тросики, или случится еще какая «холера»,—•то у шофе­ ров и бетонщиков происходит стремитель­ ное накопление стрессовой энергии, выплес­ кивающейся бурнымр диспутами и двусто­ ронними экскурсами в родословные дебри. Не знаю, может, потому, что я человек здесь новый, мне кажется, это зло не так уж трудно пресечь. Достаточно потребо­ вать от диспетчеров бетонного завода, что­ бы они ставили время погрузки (кстати, во всем мире так делается), а диспетчерам на стройке отмечать время прибытия (тоже довольно распространенное действие). Бо­ лее того, в-первую очередь, .разгружать те машины, которые наименьшее время нахо­ дились в пути, с долгоедущих же спраши­ вать по всей строгости с применением, со­ ответствующих мер. Конечно, кое-кому это прибавит работы и изрядно помотает нер­ вы, потому что вопрос касается и прести­ жа завода (а кто это любит?), и заработка шоферсш (а кто это стерпит?), и дополни­ тельной нервотрепки нашим, диспетчерам (а кому это надо?). Но ведь зато будет порядок! Однако, когда я впервые высказал по­ добные мысли, на меня посмотрели с та­ ким добрым интересом, что мне почему-то сразу захотелось пойти к психиатру. Здеш­ ние бетонирующие старожилы постарались объяснить в весьма доступной форме, что если мы только затронем интересы завода или ущемим в заработке хотя бы некото­ рых шоферов, наш бетон спокойно пойдет в другие СМУ, где не мудрствуют лукаво, а ,мы, от большого ума, будем вообще си­ деть без бетона, которого и так дают зна­ чительно меньше потребности. Что, мол, ритмичная поставка бетона— сказочная мечта, ибо даже в сказках любой самый глупый царь, давая задание Иванушке-ду- рачку построить за ночь золотой дворец, и в мыслях не имеет поручить ему организа­ цию ритмичной поставки бетона. А ты, дескать, хочешь быть умнее Иванушки-ду- рачка... Я остался при своем мнении и начал втихаря фиксировать время прибытия ма­ шин.’ При этом оказалось, что склонность к «караванной» поездке имеют не постоянно закрепленные за объектами промплощадки шоферы, а временно переведенные с бето­ нирования плотины, чем больше, «варягов», тем больше «караванов». Поинтересовался происхождением «варягов». Выяснилось, что переводятся они с плотины на объекты промплощадки не по собственному жела­ нию, а по обстоятельствам, от них не зави­ сящим. А какой шофер согласится без принуждения перейти туда, где условия ра­ боты не в пример хуже? Где и дороги с подъездами не те, и места приемки не те, и освещение не то. К тому же бетонный, за­ вод рядом с плотиной. Бетон идет без за­ держки, свеженький, пластичный, хоть бли­ ны в него макай. Его не то что ломом дол­ бить не надо, а достаточно самосвалу брю­ хо кузова пальцем пощекотать, как он с «гголувжика» в бадью льется. Отсюда и ездок больше, и заработок «а плотине ку­ да выше, чем в других местах. Когда я познакомился со всеми этими нюансами, то пришел к нехорошему выво­ ду, что «караванят» переведенные шоферы специально, чтобы от них поскорее отка­ зались и вернули на плотину. Оказалось, не я один так думаю. Поэтому мне совер­ шенно непонятно, почему все молчат. Му­ чаются с приемкой бетона и молчат! Я долго искал причину такой терпимости. Ведь не могут же быть все молчунами, дол­ жен же кто-то взорваться? Так ничего я и не нашел, кроме боязни остаться без бетона. Не хотелось бы мне начинать свою деятельность со «взрыва», но, видимо, при­ дется. Впрочем, это, пожалуй, от меня уже не зависит. Мои крамольные разговоры и не менее крамольные действия дошли до сведения диспетчерской элиты, и, как мне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2