Сибирские огни, № 7 - 1983

присоединение к нему Алтайской железно­ дорожной линии закрепило его' положение на будущее. Так создалась нынешняя не­ нормальная ситуация — город отрезан от реки. Я был бы не до конца откровенным, если бы не высказался по ряду новых и отно­ сительно новых зданий,. которые вызывают много разных толков. Гостиница-общежитие партшколы — све­ жее, интересное здание, правда, неудачно поставленное. Сейчас, когда, увы, ничего уже нельзя изменить, видно, ’ насколько выгоднее было бы н самому зданию, и Красному проспекту, если бы высотный объем был в глубине квартала. Градостроителыю масштабным и удачно посаженным в конкретной планировочной ситуации и на конкретном рельефе пред­ ставляется комплекс зданий издательства «Советская Сибирь», заслуженно отмечен­ ный в свое время премией Совета Минист­ ров СССР. Разнообразие объемов и форм, использование разных фактур и цвета, монументально-декоративное панно делают эту постройку заметной. К сожалению, к ней приложили руку алюминиеманы. Вечным укором моим новосибирским кол­ легам будет здание междугородной АТС, выходящее своим могучим глухим торцом на главную площадь города, соседствуя с весьма приличной архитектурой. В архи­ тектурно-художественном отношении такие здания, в которых можно добавить или убавить несколько этажей без какого-либо ущерба для их облика, просто недостойны профессиональной критики. Есть здания Маловыразительные в архитектурном смыс­ ле, но не портящие своим видом окружаю­ щей застройки, Поэтому они терпимы. Ху­ же, когда такие здания претендуют на главную роль в ансамбле. Новосибирским зданиям, построенным в последние полтора-два десятилетия, не хватает пластичности, цвета, выразительных форм и деталей. Строящиеся здания не обещают быть лучше. Гостиница на площади Гарина-Михайлов­ ского... Несоразмерный объем воспринима­ ется, хотя и издалека, тонкой неустойчивой пластиной. Объем лестничной клетки, об­ служивающей части гостиницы со стороны улицы Ленина, не масштабен главному элементу композиции — жилой высотной части, несуразен по форме и уже сейчас прозван «овощехранилищем». Я — архитектор. В этом мое призвание и утешение. В Новосибирске живу уже трид­ цать лет и все эти годы нахожусь в бес­ срочной надежде па лучшее, хотя постоян­ но слышу ссылки на «объективные трудно­ сти», «сложности момента» и т. д. Говорят — трудно. Говорят — нужно время... Но вспомним 12 мая 1945 года. Всего три дня спустя после столь долго­ жданной Победы в Новосибирске открылся театр оперы и балета, строившийся в куда уж более тяжелую пору. Это событие в истории города трудно переоценить. Оно стало свидетельством и символом веры лю­ дей в правое дело, в силу общественного строя, в коммунистические идеалы. Архитекторы шутят: все у нас типовое, даже ошибки. Если это так, то и трудности у всех должны быть одинаковыми. Но по­ смотрите: ленинградцы успешно решили проблему финансирования, проектирования и реализации в натуре плана монументаль­ но-художественного оформления города. Прибалтика и Минск создают впечатляю­ щие жилые комплексы. Сочи и Донецк мно­ гого достигли в озеленении и благоустрой­ стве. Да что говорить об этих «далеких» примерах, когда рядом, по-соседству, стро­ ят ничуть не хуже! И в Омске, и в Томске. А Красноярск под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» завер­ шил формирование архитектурных ансамб­ лей предмостных площадей на Енисее, вовсю застраивает историческую «Стрелку» крупными зданиями, создает на реке «ост­ ров отдыха», Я уж и не говорю о массовой жилой застройке, давно основанной на прогрессивной серии Ш-97, освоение кото­ рой «задержалось» в Новосибирске более чем на десять лет! Вообще «долгострой» нас прямо-таки душит. ’ Две гостиницы, ТЮЗ, универмаг у «Башни», спорткомплекс на Горской... Не многовато ли? У нас астрономические простои в созда­ нии заметных архитектурных объектов. Стыдно признаться, но недавно мы решали невероятно трудную задачу: для статьи «Архитектура РСФСР» в ежегоднике БСЭ требовалось подобрать материалы хотя бы о двух объектах, завершенных в 1982 году и достойных упоминания. Пришлось «вер­ нуться» в 1981 год! Есть у нас свои, архитектурно-творческие и организационные трудности, и проблемы, но это — внутреннее, профессиональное дело. Тем не менее двух вопросов все же следует коснуться — проведения творческих конкурсов и учета потребительских и про­ чих качеств своей «продукции» путем об­ щественных обсуждений проектов и пост­ роек, социологических исследований и пр. Только конкурс может выявить лучшую идею и лучшее ее воплощение в проекте. Мы же исключили конкурсы из практики, видимо, потому, что для заказчика и ор­ ганизаторов проектирования это — лишние хлоцоты. Проведению конкурсов не способ­ ствует и несовершенство правовых норм. Не в этом ли причина, что единственный за многие годы конкурс на памятный знак в честь первостроителей Академгородка так и остался неоплаченным? В пользу конкурсов свидетельствует и тот факт, что многие довоенные объекты в Но­ восибирске сооружены по проектам, выяв­ ленным в результате творческого соревно­ вания. Относительно недавним примером может быть строительство комплекса реч­ ного вокзала и гостиницы «Обь», которое осуществлялось по проекту, разработанно­ му победителями конкурса. Публичные обсуждения проектов прово­ дятся очень редко или тогда, когда уже изменить ничего нельзя, хотя оно должно обязательно предшествовать рассмотрению, оценке и утверждению любого значимого проекта на Градостроительном совете при главн.ом архитекторе города и горисполко­ мом. Перед нами стоит проблема стиля. Давно стучится к нам в дверь «ретро», но это совсем не то, к чему мы стремились, освобож­ даясь от декоративно-классицистического наследия послевоенного периода. У нас есть местные архитектурно-градостроительные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2