Сибирские огни, № 7 - 1983
присоединение к нему Алтайской железно дорожной линии закрепило его' положение на будущее. Так создалась нынешняя не нормальная ситуация — город отрезан от реки. Я был бы не до конца откровенным, если бы не высказался по ряду новых и отно сительно новых зданий,. которые вызывают много разных толков. Гостиница-общежитие партшколы — све жее, интересное здание, правда, неудачно поставленное. Сейчас, когда, увы, ничего уже нельзя изменить, видно, ’ насколько выгоднее было бы н самому зданию, и Красному проспекту, если бы высотный объем был в глубине квартала. Градостроителыю масштабным и удачно посаженным в конкретной планировочной ситуации и на конкретном рельефе пред ставляется комплекс зданий издательства «Советская Сибирь», заслуженно отмечен ный в свое время премией Совета Минист ров СССР. Разнообразие объемов и форм, использование разных фактур и цвета, монументально-декоративное панно делают эту постройку заметной. К сожалению, к ней приложили руку алюминиеманы. Вечным укором моим новосибирским кол легам будет здание междугородной АТС, выходящее своим могучим глухим торцом на главную площадь города, соседствуя с весьма приличной архитектурой. В архи тектурно-художественном отношении такие здания, в которых можно добавить или убавить несколько этажей без какого-либо ущерба для их облика, просто недостойны профессиональной критики. Есть здания Маловыразительные в архитектурном смыс ле, но не портящие своим видом окружаю щей застройки, Поэтому они терпимы. Ху же, когда такие здания претендуют на главную роль в ансамбле. Новосибирским зданиям, построенным в последние полтора-два десятилетия, не хватает пластичности, цвета, выразительных форм и деталей. Строящиеся здания не обещают быть лучше. Гостиница на площади Гарина-Михайлов ского... Несоразмерный объем воспринима ется, хотя и издалека, тонкой неустойчивой пластиной. Объем лестничной клетки, об служивающей части гостиницы со стороны улицы Ленина, не масштабен главному элементу композиции — жилой высотной части, несуразен по форме и уже сейчас прозван «овощехранилищем». Я — архитектор. В этом мое призвание и утешение. В Новосибирске живу уже трид цать лет и все эти годы нахожусь в бес срочной надежде па лучшее, хотя постоян но слышу ссылки на «объективные трудно сти», «сложности момента» и т. д. Говорят — трудно. Говорят — нужно время... Но вспомним 12 мая 1945 года. Всего три дня спустя после столь долго жданной Победы в Новосибирске открылся театр оперы и балета, строившийся в куда уж более тяжелую пору. Это событие в истории города трудно переоценить. Оно стало свидетельством и символом веры лю дей в правое дело, в силу общественного строя, в коммунистические идеалы. Архитекторы шутят: все у нас типовое, даже ошибки. Если это так, то и трудности у всех должны быть одинаковыми. Но по смотрите: ленинградцы успешно решили проблему финансирования, проектирования и реализации в натуре плана монументаль но-художественного оформления города. Прибалтика и Минск создают впечатляю щие жилые комплексы. Сочи и Донецк мно гого достигли в озеленении и благоустрой стве. Да что говорить об этих «далеких» примерах, когда рядом, по-соседству, стро ят ничуть не хуже! И в Омске, и в Томске. А Красноярск под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» завер шил формирование архитектурных ансамб лей предмостных площадей на Енисее, вовсю застраивает историческую «Стрелку» крупными зданиями, создает на реке «ост ров отдыха», Я уж и не говорю о массовой жилой застройке, давно основанной на прогрессивной серии Ш-97, освоение кото рой «задержалось» в Новосибирске более чем на десять лет! Вообще «долгострой» нас прямо-таки душит. ’ Две гостиницы, ТЮЗ, универмаг у «Башни», спорткомплекс на Горской... Не многовато ли? У нас астрономические простои в созда нии заметных архитектурных объектов. Стыдно признаться, но недавно мы решали невероятно трудную задачу: для статьи «Архитектура РСФСР» в ежегоднике БСЭ требовалось подобрать материалы хотя бы о двух объектах, завершенных в 1982 году и достойных упоминания. Пришлось «вер нуться» в 1981 год! Есть у нас свои, архитектурно-творческие и организационные трудности, и проблемы, но это — внутреннее, профессиональное дело. Тем не менее двух вопросов все же следует коснуться — проведения творческих конкурсов и учета потребительских и про чих качеств своей «продукции» путем об щественных обсуждений проектов и пост роек, социологических исследований и пр. Только конкурс может выявить лучшую идею и лучшее ее воплощение в проекте. Мы же исключили конкурсы из практики, видимо, потому, что для заказчика и ор ганизаторов проектирования это — лишние хлоцоты. Проведению конкурсов не способ ствует и несовершенство правовых норм. Не в этом ли причина, что единственный за многие годы конкурс на памятный знак в честь первостроителей Академгородка так и остался неоплаченным? В пользу конкурсов свидетельствует и тот факт, что многие довоенные объекты в Но восибирске сооружены по проектам, выяв ленным в результате творческого соревно вания. Относительно недавним примером может быть строительство комплекса реч ного вокзала и гостиницы «Обь», которое осуществлялось по проекту, разработанно му победителями конкурса. Публичные обсуждения проектов прово дятся очень редко или тогда, когда уже изменить ничего нельзя, хотя оно должно обязательно предшествовать рассмотрению, оценке и утверждению любого значимого проекта на Градостроительном совете при главн.ом архитекторе города и горисполко мом. Перед нами стоит проблема стиля. Давно стучится к нам в дверь «ретро», но это совсем не то, к чему мы стремились, освобож даясь от декоративно-классицистического наследия послевоенного периода. У нас есть местные архитектурно-градостроительные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2