Сибирские огни, № 7 - 1983

Дума»,' ремонт-реставрация — подходя­ щий момент для возврата к еще довоенным "предложениям заслуженного архитектора РСФСР Н. С. Кузьмина, уточненным им же самим уже в наши дни. Их суть сводится к уменьшению кубатуры зала и сцены за счет снижения высоты и отчленения части объе­ ма, выноса за пределы здания складов, а освободившиеся площади, в том числе и подкупольное пространство, использовать для размещения дополнительно музыкаль­ ного театра, театра кукол, нескольких кинозалов и т. п. Такую реконструкцию можно провести с относительно малыми потерями для нынеш­ него архитектурно-художественного облика интерьеров. Правда, главный зал потеряет «греко-римский» скульптурный пояс. Но та­ кую ли уж он ценность представляет? Слеп­ ки со слепков, закрашенные масляной краской! Разумеется, сами по себе они художественной ценности не представляют, но интересны, как часть интерьера. Может, все-таки стоит подумать, так как реконст­ рукция по Кузьмину рациональна, улучшает функционально-технологические качества • театра, экономически целесообразна и оп­ равдана. Заканчивая охранно-реставрационную те­ му, надо высказать серьезную тревогу за судьбу памятников деревянного зодчества ■Сибири, свезенных в Академгородок, где предполагалось по замыслу покойного ака­ демика А. П. Окладникова создание круп­ ного архитектурно-этнографического музея под открытым небом. Академика нет в живых, его дело с музеем осиротело. Будет ли музей, сохранятся ли снятые со своего постоянного местонахождения образцы де­ ревянного зодчества, не придется ли в конце концов вместо них создавать их ма­ кеты в натуральную величину? Эти вопросы требуют немедленного ответа. И хотя дело это не имеет прямого отношения к юбилею Новосибирска, я, как архитектор, не мог упустить случая сказать о нем. В каком бы мы долгу ни были перед про­ шлым, как бы оно ни было для нас весомо и значимо, мило и притягательно, оно не должно заслонять, настоящего, а тем бо­ лее — будущего.. Современное лиию города определяют не отдельные здания, какими бы значительны­ ми они не были, а массовая жилая застрой- ' ка, ее архитектурные ансамбли. Лучшее из того, что строится в Новоси­ бирске в настоящее время, это микрорайон «Северный-5», называемый в народе «Сне­ гирями» (авторы — архитекторы В. Н. Бурцев, В. Б. Сергиевский и Г. А. Тюленин при участии А. С. Михайлова). Архитектур­ но-художественная трактовка микрорайона в целом зиждется, на его функции, учете окружающего ландшафта ^и выявлении рельефа, а отдельных зданий на их ар­ хитектонике. Здесь использован сценарный принцип композиции, а колористика осно­ вана на ее соответствии исходной урбани­ стической ситуации. Архитектурно-колори- стическая полихромия рассматривается авто­ рами одновременно и как средство инди­ видуализации зданий и комплексов, и как средство достижения его композиционной целостности. Микрорайон виден издалека, так как сто­ ит обособленно, возвышаясь над окружаю­ щей территорией. Он своеобразен, запоми­ наем, в нем легко ориентироваться. Жилые группы домов, формирующиеся вокруг дет­ ских садов-яслей, выделены колористически. Детские учреждения при типовой основе также индивидуализированы. В жилом до­ ме, школе, детском учреждении и других объектах главным композиционным элемен­ том является панель, которая «прорисова­ на» не только четко обозначенными швами- стыками, но и геометрическим рисунком самой конструкции. Этот главный компози­ ционный элемент убедительно дополняется пластичными деталями ограждений балко­ нов и лоджий, а также входных узлов из шок-бетона. Связующую роль между зданиями и «зем-. лей» играют малые архитектурные формы, террасы, подпорные стенки, ограды. Детали благоустройства и озеленения обогащают, «очеловечивают» жилую среду, подчеркива­ ют оригинальность, нестандартность всего микрорайона. Опыт проектирования и стро­ ительства «Снегирей» следует тщательно изучить, сделать всеобщим достоянием архитекторов и строителей, художников и... заказчиков. Здесь удалось преодолеть мно­ гие ведомственные, организационные, фи­ нансовые барьеры, создать дружный твор­ ческий коллектив архитекторов и художни- ком-монументалистов (А. И. Голубев, В. Шкаруба и другие) на самых первых этапах проектирования, увлечь интересным замыслом заказчика, а главное — строите­ лей («Сибакадемстрой»). Это позволило достичь выше среднего для Новосибирска результата. «Снегири» — наше сегодняшнее отдохно­ вение. В этом в очередной раз убеждаешь­ ся, когда попадаешь в микрорайон «Челю­ скинский» (авторы — архитекторы А. С. Михайлов, Г. В. Гаврилов, А. А. Воловик, Е. Б. Нагорская). По планировочной идее и пространственной организации микрорай­ он интересен, но по архитектурно-строи­ тельной культуре желает быть лучше. Свое­ образие планировки основанс/ на примене­ нии компоновок зданий с использованием поворотных блок-вставок и блок-вставок в форме трилистника. Обогащает среду раз­ ноэтажная застройка в 9, 12 ч 16 этажей. Здесь те же материалы, во многом те же градостроительные принципы, что и в «Сне­ гирях», но эффект другой. Видимо, дело все же в более низком качестве строитель­ ства («Главновосибирскстрой»), более низ­ ком уровне благоустройства и озеленения. И тем не менее эти два массива — луч­ шее, что мы имеем сегодня в новом строи­ тельстве Новосибирска. Другие строящиеся микрорайоны, массивы, комплексы маловы­ разительны, пепОльно-серы, как недопрояв­ ленная фотография. Сравнивая их со «Снегирями» или с «Челюскинским», ви­ дишь, как нам много надо сделать, осозна­ ешь, сколько пудов соли предстоит съесть вместе со строителями, ' чтобы улучшить качество нашего массового строительства. Эти два примера имеют принципиальное значение для градостроительной практики еще и потому, что здесь зодчий вернулся к детали, к части здания. Дело в том, что в свое время архитектор вынужден был пе­ рейти в проектировании от штучной заст­ ройки к жилым комплексам, микрорайонам. Изменился характер его деятельности, он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2