Сибирские огни, № 7 - 1983
Дума»,' ремонт-реставрация — подходя щий момент для возврата к еще довоенным "предложениям заслуженного архитектора РСФСР Н. С. Кузьмина, уточненным им же самим уже в наши дни. Их суть сводится к уменьшению кубатуры зала и сцены за счет снижения высоты и отчленения части объе ма, выноса за пределы здания складов, а освободившиеся площади, в том числе и подкупольное пространство, использовать для размещения дополнительно музыкаль ного театра, театра кукол, нескольких кинозалов и т. п. Такую реконструкцию можно провести с относительно малыми потерями для нынеш него архитектурно-художественного облика интерьеров. Правда, главный зал потеряет «греко-римский» скульптурный пояс. Но та кую ли уж он ценность представляет? Слеп ки со слепков, закрашенные масляной краской! Разумеется, сами по себе они художественной ценности не представляют, но интересны, как часть интерьера. Может, все-таки стоит подумать, так как реконст рукция по Кузьмину рациональна, улучшает функционально-технологические качества • театра, экономически целесообразна и оп равдана. Заканчивая охранно-реставрационную те му, надо высказать серьезную тревогу за судьбу памятников деревянного зодчества ■Сибири, свезенных в Академгородок, где предполагалось по замыслу покойного ака демика А. П. Окладникова создание круп ного архитектурно-этнографического музея под открытым небом. Академика нет в живых, его дело с музеем осиротело. Будет ли музей, сохранятся ли снятые со своего постоянного местонахождения образцы де ревянного зодчества, не придется ли в конце концов вместо них создавать их ма кеты в натуральную величину? Эти вопросы требуют немедленного ответа. И хотя дело это не имеет прямого отношения к юбилею Новосибирска, я, как архитектор, не мог упустить случая сказать о нем. В каком бы мы долгу ни были перед про шлым, как бы оно ни было для нас весомо и значимо, мило и притягательно, оно не должно заслонять, настоящего, а тем бо лее — будущего.. Современное лиию города определяют не отдельные здания, какими бы значительны ми они не были, а массовая жилая застрой- ' ка, ее архитектурные ансамбли. Лучшее из того, что строится в Новоси бирске в настоящее время, это микрорайон «Северный-5», называемый в народе «Сне гирями» (авторы — архитекторы В. Н. Бурцев, В. Б. Сергиевский и Г. А. Тюленин при участии А. С. Михайлова). Архитектур но-художественная трактовка микрорайона в целом зиждется, на его функции, учете окружающего ландшафта ^и выявлении рельефа, а отдельных зданий на их ар хитектонике. Здесь использован сценарный принцип композиции, а колористика осно вана на ее соответствии исходной урбани стической ситуации. Архитектурно-колори- стическая полихромия рассматривается авто рами одновременно и как средство инди видуализации зданий и комплексов, и как средство достижения его композиционной целостности. Микрорайон виден издалека, так как сто ит обособленно, возвышаясь над окружаю щей территорией. Он своеобразен, запоми наем, в нем легко ориентироваться. Жилые группы домов, формирующиеся вокруг дет ских садов-яслей, выделены колористически. Детские учреждения при типовой основе также индивидуализированы. В жилом до ме, школе, детском учреждении и других объектах главным композиционным элемен том является панель, которая «прорисова на» не только четко обозначенными швами- стыками, но и геометрическим рисунком самой конструкции. Этот главный компози ционный элемент убедительно дополняется пластичными деталями ограждений балко нов и лоджий, а также входных узлов из шок-бетона. Связующую роль между зданиями и «зем-. лей» играют малые архитектурные формы, террасы, подпорные стенки, ограды. Детали благоустройства и озеленения обогащают, «очеловечивают» жилую среду, подчеркива ют оригинальность, нестандартность всего микрорайона. Опыт проектирования и стро ительства «Снегирей» следует тщательно изучить, сделать всеобщим достоянием архитекторов и строителей, художников и... заказчиков. Здесь удалось преодолеть мно гие ведомственные, организационные, фи нансовые барьеры, создать дружный твор ческий коллектив архитекторов и художни- ком-монументалистов (А. И. Голубев, В. Шкаруба и другие) на самых первых этапах проектирования, увлечь интересным замыслом заказчика, а главное — строите лей («Сибакадемстрой»). Это позволило достичь выше среднего для Новосибирска результата. «Снегири» — наше сегодняшнее отдохно вение. В этом в очередной раз убеждаешь ся, когда попадаешь в микрорайон «Челю скинский» (авторы — архитекторы А. С. Михайлов, Г. В. Гаврилов, А. А. Воловик, Е. Б. Нагорская). По планировочной идее и пространственной организации микрорай он интересен, но по архитектурно-строи тельной культуре желает быть лучше. Свое образие планировки основанс/ на примене нии компоновок зданий с использованием поворотных блок-вставок и блок-вставок в форме трилистника. Обогащает среду раз ноэтажная застройка в 9, 12 ч 16 этажей. Здесь те же материалы, во многом те же градостроительные принципы, что и в «Сне гирях», но эффект другой. Видимо, дело все же в более низком качестве строитель ства («Главновосибирскстрой»), более низ ком уровне благоустройства и озеленения. И тем не менее эти два массива — луч шее, что мы имеем сегодня в новом строи тельстве Новосибирска. Другие строящиеся микрорайоны, массивы, комплексы маловы разительны, пепОльно-серы, как недопрояв ленная фотография. Сравнивая их со «Снегирями» или с «Челюскинским», ви дишь, как нам много надо сделать, осозна ешь, сколько пудов соли предстоит съесть вместе со строителями, ' чтобы улучшить качество нашего массового строительства. Эти два примера имеют принципиальное значение для градостроительной практики еще и потому, что здесь зодчий вернулся к детали, к части здания. Дело в том, что в свое время архитектор вынужден был пе рейти в проектировании от штучной заст ройки к жилым комплексам, микрорайонам. Изменился характер его деятельности, он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2