Сибирские огни, № 7 - 1983
переплеты тоньше, что сказалось, на общем •пропорциональном строе здания. Первона чальный облик здания, его объемно-прост ранственное восприятие очень изменили разномасштабные пристройки. Более терпи ма достройка квартала у стоквартирного жилого дома. ■Больше всего пострадала от «реконструк тивного» ремонта гостиница «Центральная» (архитектор Д. Ф. Фридман, 1928). Здесь изменились не только оконные проемы. Раньше здание было серо-синим, теперь же его цвет трудноопределим — какой-то светло-грязный, который с каждым годом будет только чернеть. Первый этаж получил мраморную облицовку. Это вообще несу разность, так как конструктивизм и мрамор несовместимы. Бесшабашно обошлись архитекторы с ин терьером вокзала «Новосибирск-Главный», сменив ордерную, но оправданную, связан ную с экстерьером декорацию модернист ской эклектикой. Если так некорректно мы относимся к капитальным памятникам архитектуры, то что говорить о сохранности памятников на родного деревянного зодчества? Лет двад цать назад мы с кандидатами архитектуры С. Н. Баландиным, Н. И. Болотиным и дру гими составляли список наиболее интерес ных из них, паспорта и обмеры каждого в отдельности (таких объектов было порядка сорока). Сейчас из них сохранились едини цы, и те находятся, как правило, в запу щенном или аварийном состоянии. Скоро и охранять будет нечего... Для сохранения, содержания памятников архитектуры и вообще старых построек нужны специализированная проектная орга низация, укомплектованная компетентными работниками,. специальная производствен ная база, нужны квалифицированные стро ительные кадры. В Новосибирске создана проектная группа громко именуемая про ектно-реставрационной мастерской, но про ектного обеспечения охранно-реставрацион ных работ пока нет. В этой связи мы должны быть благодар ны заведующему кафедрой архитектуры промышленных зданий и сельскохозяйствен ных сооружений НИСИ С. Н. Баландину, всей этой кафедре и их студентам-диплом- никам, которые в последние годы разрабо тали ряд интересных проектов. В одном из них дано архитектурно-градостроительное осмысливание памятников архитектуры, истории и культуры в виде организации в Железнодорожном и Центральном районах туристско-ознакомительного маршрута по историко-революционным местам города. Другой проект посвящен упорядочению памятников архитектуры в застройке Красного проспекта. Разумеется, эти проектные материалы — только идея, хотя и убедительно графически обоснованная. Сейчас «Новосибграждан- проекту» поручена проектная проработка охранных зон в городе в увязке с современ ными градостроительно-строительными про блемами. Думаю,; что проектировщики вни мательно отнесутся к имеющимся проектно теоретическим работам, потому что они могут быть основой для подобного проек тирования. Гораздо труднее со строительными кад рами для ремонт'но-восстаИовительных работ. Сейчас ни одно ПТУ города не; го товит штукатуров-ремонтников, которые могли бы сделать определенную старую архитектурную деталь, протянуть нужный профиль карниза и т. д. Еще сложнее с высококвалифицированными резчиками по дереву, лепщиками, малярами. Необходимое содержание памятника ар хитектуры, хотя и главная, но все же часть дела. У нас пока низка культура охраны памятников. Кто, кроме специалистов, зна ет, что тот или иной объект — памятник и охраняется государством? Ведь на них нет ни мемориальных досок, ни каких-либо других указателей и свидетельств этого! Вопрос охраны памятников, бережного отношения к труду своих коллег-предшест- венников выходит за чисто профессиональ ные рамки, перерастает в нравственно этическую проблему. Если можно снести, уничтожить резной деревянный дом, до пустим, надстроить спорткомплекс «Дина мо», авторами которого являются архитек торы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев, конст руктор Н. В. Никитин (автор проекта Останкинской телебашни в Москве), изме нить штукатурку и цвет здания, пристроить к нему нечто несуразное, то почему тогда непозволительно перевернуть скамейку, опрокинуть урну, «распотрошить» телефон- автомат, сломать Дерево? Я за охрану памятников архитектуры, но против их фетишизации. В этой связи хочу высказать евою точку зрения на ремонт- реставрацию театра оперы и балета. Здание театра — одно из самых извест ных в Сибири да и в стране. Грандиозные размеры, величественный купол, монумен тальный характер архитектуры, своеобраз ный амфитеатр основного зала, конечно, производят впечатление. Но театр стал и притчей во языцех за свою акустику. В современных театрах в соответствии со строительными нормами и правилами аку стика регламентируется кубатурой объема зала, приходящейся на одного зрителя, а видимость определяется максимально до пустимой удаленностью зрительских мест от сцены. Так вот, эти параметры в нашем оперном театре превышены в 2, 3 и более раза. Кроме того, в нем допущены отступ ления от нормативной технологии. То есть театр имеет существенные изъяны по пока зателям и критериям, определяющим его как театральное здание, предназначенное для оперных и балетных представлений. Иначе и не могло быть, так как здание первоначально;проектировалось по своеоб разной технологической схеме как Дом науки и культуры с огромным рестораном (сейчас вместо него концертный зал филар монии) и рядом устройств и приспособле ний, позволяющих добиваться чудесных превращений на сцене, в партере, под ку полом. Но уже в процессе строительства началась его реконструкция, приспособле ние под театр. Над проектом здания, его отдельных частей и интерьеров трудилось много известных архитекторов, конетруктб- ров, художников и других специалистов, но все они решали, мучаясь, проблему паллиа тивно. Так, может, кончить раз и навсегда мучения артистов и зрителей, исправить ошибки, а не закреплять их новым ремон том-реставрацией, оцениваемой в значи тельную сумму?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2