Сибирские огни, № 7 - 1983

переплеты тоньше, что сказалось, на общем •пропорциональном строе здания. Первона­ чальный облик здания, его объемно-прост­ ранственное восприятие очень изменили разномасштабные пристройки. Более терпи­ ма достройка квартала у стоквартирного жилого дома. ■Больше всего пострадала от «реконструк­ тивного» ремонта гостиница «Центральная» (архитектор Д. Ф. Фридман, 1928). Здесь изменились не только оконные проемы. Раньше здание было серо-синим, теперь же его цвет трудноопределим — какой-то светло-грязный, который с каждым годом будет только чернеть. Первый этаж получил мраморную облицовку. Это вообще несу­ разность, так как конструктивизм и мрамор несовместимы. Бесшабашно обошлись архитекторы с ин­ терьером вокзала «Новосибирск-Главный», сменив ордерную, но оправданную, связан­ ную с экстерьером декорацию модернист­ ской эклектикой. Если так некорректно мы относимся к капитальным памятникам архитектуры, то что говорить о сохранности памятников на­ родного деревянного зодчества? Лет двад­ цать назад мы с кандидатами архитектуры С. Н. Баландиным, Н. И. Болотиным и дру­ гими составляли список наиболее интерес­ ных из них, паспорта и обмеры каждого в отдельности (таких объектов было порядка сорока). Сейчас из них сохранились едини­ цы, и те находятся, как правило, в запу­ щенном или аварийном состоянии. Скоро и охранять будет нечего... Для сохранения, содержания памятников архитектуры и вообще старых построек нужны специализированная проектная орга­ низация, укомплектованная компетентными работниками,. специальная производствен­ ная база, нужны квалифицированные стро­ ительные кадры. В Новосибирске создана проектная группа громко именуемая про­ ектно-реставрационной мастерской, но про­ ектного обеспечения охранно-реставрацион­ ных работ пока нет. В этой связи мы должны быть благодар­ ны заведующему кафедрой архитектуры промышленных зданий и сельскохозяйствен­ ных сооружений НИСИ С. Н. Баландину, всей этой кафедре и их студентам-диплом- никам, которые в последние годы разрабо­ тали ряд интересных проектов. В одном из них дано архитектурно-градостроительное осмысливание памятников архитектуры, истории и культуры в виде организации в Железнодорожном и Центральном районах туристско-ознакомительного маршрута по историко-революционным местам города. Другой проект посвящен упорядочению памятников архитектуры в застройке Красного проспекта. Разумеется, эти проектные материалы — только идея, хотя и убедительно графически обоснованная. Сейчас «Новосибграждан- проекту» поручена проектная проработка охранных зон в городе в увязке с современ­ ными градостроительно-строительными про­ блемами. Думаю,; что проектировщики вни­ мательно отнесутся к имеющимся проектно­ теоретическим работам, потому что они могут быть основой для подобного проек­ тирования. Гораздо труднее со строительными кад­ рами для ремонт'но-восстаИовительных работ. Сейчас ни одно ПТУ города не; го­ товит штукатуров-ремонтников, которые могли бы сделать определенную старую архитектурную деталь, протянуть нужный профиль карниза и т. д. Еще сложнее с высококвалифицированными резчиками по дереву, лепщиками, малярами. Необходимое содержание памятника ар­ хитектуры, хотя и главная, но все же часть дела. У нас пока низка культура охраны памятников. Кто, кроме специалистов, зна­ ет, что тот или иной объект — памятник и охраняется государством? Ведь на них нет ни мемориальных досок, ни каких-либо других указателей и свидетельств этого! Вопрос охраны памятников, бережного отношения к труду своих коллег-предшест- венников выходит за чисто профессиональ­ ные рамки, перерастает в нравственно­ этическую проблему. Если можно снести, уничтожить резной деревянный дом, до­ пустим, надстроить спорткомплекс «Дина­ мо», авторами которого являются архитек­ торы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев, конст­ руктор Н. В. Никитин (автор проекта Останкинской телебашни в Москве), изме­ нить штукатурку и цвет здания, пристроить к нему нечто несуразное, то почему тогда непозволительно перевернуть скамейку, опрокинуть урну, «распотрошить» телефон- автомат, сломать Дерево? Я за охрану памятников архитектуры, но против их фетишизации. В этой связи хочу высказать евою точку зрения на ремонт- реставрацию театра оперы и балета. Здание театра — одно из самых извест­ ных в Сибири да и в стране. Грандиозные размеры, величественный купол, монумен­ тальный характер архитектуры, своеобраз­ ный амфитеатр основного зала, конечно, производят впечатление. Но театр стал и притчей во языцех за свою акустику. В современных театрах в соответствии со строительными нормами и правилами аку­ стика регламентируется кубатурой объема зала, приходящейся на одного зрителя, а видимость определяется максимально до­ пустимой удаленностью зрительских мест от сцены. Так вот, эти параметры в нашем оперном театре превышены в 2, 3 и более раза. Кроме того, в нем допущены отступ­ ления от нормативной технологии. То есть театр имеет существенные изъяны по пока­ зателям и критериям, определяющим его как театральное здание, предназначенное для оперных и балетных представлений. Иначе и не могло быть, так как здание первоначально;проектировалось по своеоб­ разной технологической схеме как Дом науки и культуры с огромным рестораном (сейчас вместо него концертный зал филар­ монии) и рядом устройств и приспособле­ ний, позволяющих добиваться чудесных превращений на сцене, в партере, под ку­ полом. Но уже в процессе строительства началась его реконструкция, приспособле­ ние под театр. Над проектом здания, его отдельных частей и интерьеров трудилось много известных архитекторов, конетруктб- ров, художников и других специалистов, но все они решали, мучаясь, проблему паллиа­ тивно. Так, может, кончить раз и навсегда мучения артистов и зрителей, исправить ошибки, а не закреплять их новым ремон­ том-реставрацией, оцениваемой в значи­ тельную сумму?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2