Сибирские огни, № 7 - 1983
панельными жилым«.- домами ^ведете* по трем типовым сериям: в «Сибакадемстрое» идет 90-я (ею‘ застраивается, например, Краснообск): в «Главновосибирскстрое»— старая 464-Д, 90-я и в течение последнего года осваивалась 97-я. Казалось бы, трех серий достаточно, чтобы разнообразить за стройку. Однако в каждой серии освоено ограниченное число домов (как правило, это дома-представители), что не решает проблемы. Сибирский зональный научно- исследовательский институт эксперимен-. тального проектирования (СибЗНИИЭП) в лице его директора кандидата архитектуры Ю. М. Кузина уже несколько лет подряд «пробивает» предложение снять с производ ства устаревшую 464-ю серию, а вместо нее запустить 97-ю. Таким путем можно было бы увеличить номенклатуру изделий, пол ностью перейти на полублок-секционный ме тод проектирования и строить дома от одно го до шестнадцати этажей различной кон фигурации, с различными вариантами фа садов и их элементов. Еще сложнее с отделочными материалами для панелей. Дорогинский керамический завод только обещает наладить производ ство керамики из местного сырья в нужном количестве и нужной расцветки. Другие ви ды отделок панелей (например, обнажение фактурного слоя) - возможны только при высокой технологической культуре, а рас считывать на нее пока не приходится. Хорошо, что наши строители более или менее освоили производство изделий из шок-бетона. В какой-то мере исправляет положение окраска архитектурных изделий и деталей фасадов кремнийорганическими эмалями. Несколько лучше обстоит с кирпичным строительством, но удельный вес его неве лик. Проблемой, затрагивающей всех и вся, а потому и наиглавнейшей,, является форми рование своеобразного архитектурно-худо жественного облика и повышение эстетиче ских качеств городской среды. Все так или иначе заметное в архитектурном отношении создано либо в предвоенные годы, либо в первое послевоенное десятилетие. В городе сложилась фактически всего одна компози ционная ось — Красный проспект. В потен ции — Вокзальная и Октябрьская магистра ли. Лучшие здания — еще крячковские, гор деевские, осиповские, но и они исчезают или видоизменяются. Разве что Торговый кор пус да Госбанк являются еще «крепостями», пока «не взятыми» нашими современниками. Будем говорить прямо: у города нет своего выразительного и своеобразного ли ца. Его застройка характеризуется моно тонностью, однообразием, серостью (как в прямом, так и в переносном смысле), а многие архитектурные ансамбли до сих пор не завершены. Требуется упорядочение промышленных! зон как архитектурно-плани ровочно, так и 'архитектурно-художественно. Новосибирск беден памятниками, монумен тами и другими средствами монументаль ной пропаганды. Я не за то, чтобы на каж дом перекрестке, в каждом дворе поставить «Девушку с веслом», но все именные пло щади и улицы города должны, быть оформ лены монументально, скульптурно. Фасады многих старых зданий нуждаются в срочной реставрации, а некоторые и в реконструк ции. Практически, отсутствует городской дизайн, малые архитектурные формы, озеленение и благоустройство примитивны. В городе на одного жителя приходится около шести квадратных метров зеленых насаждений, или в четыре раза, меньше, чем требуется по градостроительным нормам. Мне могут возразить: «А наши академ городки?!» Этими комплексами мы гордим ся по праву, но в архитектурно-градостро ительном смысле они локальны, никоим образом композиционно-художественно с собственно Новосибирском не связаны и представляют собою скорее исключение, чем норму. Архитектурно-художественный облик го рода складывается из природно-ландшафт ной подосновы местности и архитектурно- строительной основы, включающей и озеле нение, благоустройство, малые архитектур ные формы, городской дизайн. В свою очередь архитектурно-строитель ную основу города можно условно подраз делить по временному признаку на равно значные части, соответствующие прошлому и современному, а также промежуточному периоду. Исторический опыт свидетельству ет, что только те города имеют свое лицо, в которых эти три компонента находятся в гармонии. Город — это живой, постоянно меняю щийся организм, в котором не должно быть места фетишизации старины и слепого раболепия перед новым. Когда эта истина не принимается во внимание, возникают проблемы. Чаще всего — проблема сохра нения архитектуры прошлых эпох, ее адап тации к современным запросам. Новосибирск молод, в нем нет сеДрй старины. Казалось бы, не должно и возни кать особых хлопот с охраной памятников архитектуры. Но это не так. Город располагает десятками объектов, представляющих архитектурно - историче скую ценность, хотя, может быть, многие из них и не относятся к шедеврам зодчест ва. Но мы должны их сохранить и передать потомкам. Новосибирск может гордиться, что 'с ним связал свою судьбу выдающийся сибирский зодчий А. Д. Крячков. Лучшие его творе ния — в нашем городе. Но как мы с ними об ходимся? Из двенадцати кирпичных школ, построенных в 1910—1912 годах, в перво начальном виде уцелел« далеко не все. Торговый корпус — пластичное, полихром- ное, живописное по силуэту здание, до сих пор не утратившее своей привлекательно сти— подвергается мощным атакам желаю щих его перестроить, видоизменить. Послед ней была попытка разместить в нем вести бюль станции метро. Меня удивляет безалаберность некоторых архитекторов, готовых в угоду сомнительным пожеланиям заказчиков «облагораживать» Крячкова! Таков и проект «отделки» мрамором вестибюля и операционного зала Госбанка... Даже тогда, когда, казалось бы, при реконструкции стараются сохранить архи тектурно-художественную подоснову зда ния, как это было при ремонте фасадов и замене деревянных оконных переплетов металлическими в облисполкоме, все равно наносится урон. Так, на подбалконных колоннах у главного входа исчезли мелкие членения, "а окна стали шире и выше, их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2