Сибирские огни, № 7 - 1983

случае теряет смысл и ведомственный прин­ цип размещения строительства. В крупней­ шем городе замкнутый трудовой баланс имеет иллюзорный характер. Наглядным примером в этом отношении является наш Академгородок, в котором по исходному планировочному принципу должны были проживать только те, кто трудится там же. Будь это так, не возникло бы ситуации, при которой местный пригородный транспорт едва справляется с ежедневными перевозка­ ми людей в часы пик. Вопросы территориального развития дол­ жны решаться на основе комплексной оцен­ ки городских земель. Пространственный рост селитебная территория должна полу­ чить вдоль главных экваториальных осей — Оби и Ини, на которыр надо ориентировать систему общественных' центров — общего­ родского, планировочных и районных. Однако любая альтернатива территори­ ального развития города нуждается в со­ лидном организационно-техническом под­ креплении. Следует вновь и вновь ставить вопрос о выносе городского аэропорта за пределы городской черты, добиваться соз­ дания санитарно-.защитных зон, озеленен­ ных и благоустроенных, как того требуют нормы, уменьшения или полной ликвидации вредных выбросов в атмосферу и водоемы, источников повышенного шума и прежде всего — реконструкции Толмачевского аэ­ ропорта с изменением направления взлетно- посадочной полосы. Какой бы вариант структуры ни был при­ нят, одной из главных градостроительных проблем будет повышение компактности застройки города во всех составляющих его элементах. В этой связи важными яв­ ляются борьба с оврагообразованием, ра­ циональное дифференцированное использо­ вание территории для разных видов строи­ тельства, в том числе и гаражей для инди­ видуальных машин. Во весь рост становится проблема комп­ лексного использования наземного, подзем­ ного и надземного городского пространства. Подземная и надземная урбанистика—'не футурология, как считают многие, это сего­ дняшний день. В подтверждение этого на память приходят примеры из градострои­ тельной практики Парижа, Лондона, Нью- Йорка, Токио и многих других городов ми­ ра. Из всех проблем города самой болезнен­ ной, напоминающей о себе ежедневно как минимум дважды, является транспортная. В Новосибирске сложилась ущербная улич­ но-дорожная и гипертрофированная транс­ портно-маршрутная сеть. До сих пор не со­ здано дифференцированной соподчиненной транспортной схемы, включающей весь на­ бор магистралей, дорог, улиц. В городе нет ни одной скоростной дороги непрерывного движения, полной транспортной развязки в двух уровнях. Димитровский мост до сих пор мало нагружен пассажирским и грузо­ вым транспортом. Метро... Наша гордость, надежда и боль. Трудности становления, роста? Но не слиш­ ком ли много мы списываем на него? Не слишком ли тешим себя надеждами, что оно снимет‘транспортную проблему? Понятно, метро повлияет на пассажиро­ потоки, на работу всего городского, в пер­ вую очередь пассажирского, транспорта, потребует* уточнения маршрутов, изменения баланса использования транспортных средств. Оно скажется и на планировочной структуре близлежащих жилых массивов и города в целом. Однако понадобится комплекс планировочных и организационно­ технических мероприятий — совершенство­ вание дорожно-уличной сети, размещение обслуживающих центров, остановок массо­ вого пассажирского транспорта и т. д. В архитектурно-градостроительном же аспекте главным принципом формирования жилых районов и микрорайонов должен стать принцип «фокусирования», максималь­ ного совмещения центров обслуживания, транспортных остановок, трудовых и куль­ турно-бытовых передвижений населения. Основной должна стать девятиэтажная за­ стройка, и лишь до 20 процентов общего объема жилищного строительства целесо­ образно размещать в 16—20 и более этажных домах. По климатометеорологическим со­ ображениям предпочтительна застройка из жилых полупериметральных П-образных в плане групп с дворами, открытыми на юж­ ные румбы и дополненными зелеными вет­ роснегозащитными посадками. В настоящее время учет природно-клима­ тических факторов в сибирских условиях осуществляется весьма примитивно, глав­ ным образом инженерно-технически, а не градостроительно. И это приходится кон­ статировать мне, более двадцати лет зани­ мающемуся проблемой «Климат и градост­ роительство в Сибири»! Уже сегодня можно добиться того, чтобы климат мягкр стучал­ ся в нашу дверь. Эта проблема в научно- теоретическом плане разработана, но ре­ зультаты исследований внедряются пока что выборочно, частично, хотя совершенно очевидно, что без них трудно проводить в жизнь энергосберегающую и экономически целесообразную политику, определять ра­ циональные типы застройки, озеленения и благоустройства, повышать комфорт Про­ живания и в целом улучшать санитарно- гигиенические качества жилой среды. Проблемы, о которых я говорю, на виду у всех, но в отношении их мы чаще огра­ ничиваемся констатацией. Нам, в первую очередь архитекторам, ясно, что многие во­ просы развития Новосибирска могут быть решены во взаимосвязи с окружающими поселениями, но по-прежнему рассматрива­ ем и проектируем город автономно. Очевид­ но, чтобы перейти к целенаправленному преобразованию всей групповой системы расселения, надо использовать современные методологические установки, в частности, системный анализ и программно-целевой подход. Но для этого нет базы, научные кадры малочисленны и разрозненны. Ради справедливости надо отметить внушитель­ ные теоретические разработки в этом плане доктора архитектуры Б. И. Оглы, кандида­ та архитектуры Е. С. Нестеренка и других. Экономичнее, удобнее вести застройку крупными массивами, но мы строим часто выборочно, на мелких участках. Признаем, что ведомственный принцип размещения строительства далеко не лучшее в нашей практике, но не отказываемся от него. Зна­ ем, что для эффективного строительства нужна мощная индустриальная база, но ма­ ло действуем для ее создания и укрепления. Сейчас в Новосибирске застройка крупно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2