Сибирские огни, № 7 - 1983
Вл. Пивкин, кандидат архитектуры ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ДО ВЕКА Новосибирску — 90 лет. Время подводить итоги, отмечать «крупные успехи и мелкие недостатки». Но вчерашнее — только ито жит; завтрашнее — зовет и множит. Уже ви дится вековой юбилей... От царских времен нам достался сыпно тифозный, безуездный городишко, деревян ный, запущенный, грязный. Сегодня Новосибирск — один из крупней ших городов страны, промышленный, науч ный, культурный и региональный центр Сибири. В социально-экономическом и идео логическом плане — город, рожденный Со ветской властью, социализмом, символ свободного труда народа и его побед. Гран диозные успехи налицо, его революционные, ратные и трудовые заслуги не случайно от мечены высшей наградой Родины — орденом Ленина. Но давайте в качестве критерия брать не прошлое, перед которым мы всегда в выиг рыше, а будущее, идеал, к которому долж ны стремиться. Посмотрим на город особен но пристрастно. Градостроительные процессы формирова ния Новосибирска, тенденции его развития сложны и многообразны. И во многом по учительны. По своей социально-экономиче ской значимости, местоположению, природ но-ландшафтным, климатическим и другим условиям город является характерным для наиболее освоенной средней и южной поло сы Сибири. Невиданные темпы роста не только вдох нули стремительный ритм в жизнь города, но и во многом испортили его облик. Гостям Новосибирска мы любим говорить о числен ности населения, приближающейся к полу тора миллионам, огромной площади города, уступающей только двум нашим столичным центрам, большой протяженности застройки и т. д. Но дело в том, что существует низкая социальная и планировочная плотность за стройки, распластанность, чересполосица функциональных зон и комплексов, и это усугубляется экологическими проблемами. Инженерная инфраструктура работает на износ. Если ее правомерно сравнивать с кровеносной системой, она либо закупорива ется, либо допается, а тромбофлебит явля ется ее закоренелой болезнью. Город стра дает от хронической транспортной недоста точности, которую строительство метро сделало критической. Он напоминает быстро растущего ребенка, на котором одежда всегда оказывается на размер-два меньше требуемой. Но проблема не только в этом. В Новосибирской области сложилась та кая ситуация, когда почти половина населе ния проживает в ее центре, причем здесь же сосредоточены три четверти городских жи телей. Таким образом задача состоит в преобра зовании планировочной структуры города, а в будущем — всей системы расселения Западно-Сибирского региона. Эта задача осложнена дефицитом свободных От застрой ки территорий в центральной части города, напряженной санитарно-гигиенической об становкой, необходимостью реконструкции сложившейся застройки, преобразования транспортной системы, улично-дорожной се ти и всей инфраструктуры в целом. Общая планировочная организация город ской территории имеет пока еще тенденцию к сохранению компактной формы плана, а главным принципом размещения жилищно- гражданского строительства является по- прежнему ведомственный, основанный на соблюдении расселения по методу замкну того трудового баланса («в данном районе должно проживать столько градообразую щих кадров, сколько требуется для работы на близлежащих местах приложения тру да»). Очевидна необходимость перехода от поясно-кольцевых структур к направленным, к расчлененной на компактные образования форме плана, к формированию элементов радиальной структуры по основным транс портным направлениям. Город должен рас ти и развиваться не по принципу годовых колец дерева, образующихся вокруг центра и далее относительно равномерно во все стороны, а по наиболее благоприятным для градостроительства направлениям. В этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2