Сибирские огни, № 7 - 1983
намен не вписывается. -Пришлось, ч^о на зывается, поднять руки перед, фактом: гене тика количественных признаков продуктив ности растений, тех признаков, которые находятся в сильной, зависимости о? среды обитания, в рамках названных моделей опи сана быть не может... Нет, ему вовсе не была по душе роль «ниспровергателя», но, памятуя о том, через какое цепкое внутреннее сопротивление шел к пониманию их позиции профессор Вожда, Драгавцев решил сегодня сразу все расставить по местам. Он и всиэ-то лекцию построил, исходя из поучительного опыта баталий с чешским ученым. Изложив коллегам, теперь уже в дета лях, свой взгляд на изъяны той и другой моделей,, он перешел к еще более детально му обоснованию умозаключений, что соста вили костяк их открытия. А заканчивая эту часть лекции, окончательно сформулировал главную мысль, которую стремился донести до аудитории: — Смена фактора внешней среды, лими тирующего развитие взятого нами под конт роль признака продуктивности растения* влечет за собой и смену спектра генов, р а ботающих на данный признак. Произнес и тут же подумал с внутренней усмешкой: это прозвучало с претензией на истину в последней инстанции, на аксиому, что не очень-то поощряется в кругу таких слушателей, как сегодня. Но не корректиро вать же сейчас стиль изложения! Надо бы ло поспешать дальше. ' Вторая половина лекции посвящалась практическим шагам, предпринятым на ос нове только что сформулированного откры тия. Драгавцев подробно рассказал, как разрабатывалась новая модель для описа ния с помощью беспристрастных цифр про цессов наследования элементов продуктив ности растений, в каких экспериментах про верялась ее прогнозирующая сила, что конкретно уже сделано на ее базе для ус пешного отбора наиболее ценных генотипов пшениц. Все это — с диаграммами, слайда ми, графиками, с примерами из сельскохо зяйственной практики. Заранее, еще до начала симпозиума, было оговорено: на лекцию отводится 45 минут. Меньше — можно, больше — нежелательно. Ему хотелось быть точным, и по ходу вы ступления он старался не выпускать цифер блат из поля зрения. И сумел избежать цейтнота. Поставив с облегчением точку, отхлебнул глоток горячего, чая — бесшумная девушка только что сменила в очередной раз на три буне стакан,— оглянулся на президиум: — У меня все. Возможно, будут вопросы? Насчет вопросов — это он так, для кура жа подбросил, на самом деле не сомневал ся: едва закончит, на него обрушится шквал голосов. Но по ту сторону трибуны зависла тиши на. И не понять было, предгрозовая она или от инертности, которую ему так и не уда лось растормошить. Заседание вел профессор Ян Род — из вестный чешский биолог, один из самых крупных специалистов в области математи ческой генетики, автор переведенного на не сколько европейских языков учебника по биометрической генетике растений Побла годарив Драгавцева (на чистом русском языке) за впечатляющую, как он выразился, лекцию, профессор обратился к аудитории: — Доктор Драгавцев готов ответить на ваши вопросы, коллеги. Никакой реакции. На симпозиуме были приняты в качестве рабочих чешский, русский и английский языки, при этом перевод шел синхронно, через наушники, которыми располагали все присутствующие. Сказанного профессором не могли не понять. Однако зал безмолвст вовал. Это уже походило на бойкот. Драгавцев, непроизвольно каменея, поднял голову от бумаг. И — успокоился: нет, все нормально, сорок пять минут не канули в Лету, он не укололся, как давеча, об иронию, о снисхо дительные усмешки, его встретила сосредо точенность. Одинаково глубокая сосредото ченность всего молчавшего зала. .Она отпечаталась на лицах, в глазах. Участники симпозиума, как он понял, взвешивали услышанное. И не составляло большого труда догадаться, что на одной чаше весов топорщились его, Драгавцева, утверждения, на другой — «Такого не мо жет быть!» -— Судя по всему,— сказал профессор Род, не дождавшись отзвука на свой при зыв,— требуется время, чтобы собраться с мыслями. Не так ли? Тогда позвольте мне воспользоваться паузой и уточнить с докто ром Драгавцевым одно из высказанных им положений. На чем заострилось внимание профессо ра? Дело в том, что он привык считать не преложным, как, впрочем, и многие его коллеги, следующий факт: если, скажем, два сорта пшеницы посеяны рядом, на од ном поле, то всякое проявление различий между ними по любому из элементов про дуктивности — по тому же, к примеру, весу колоса — будет диктоваться определенными генами. — Сегодня же я услышал, что вес колоса может оказаться неодинаковым и по другой причине — из-за тех или иных особенностей среды. Правильно ли я вас понял, доктор Драгавцев? — Вы поняли меня именно так, профес сор, как я того и хотел: при определенных обстоятельствах среда может повлиять сдерживающим образом на развитие одного сорта, одного генотипа и не препятствовать росту другого. Какие имеются в виду об стоятельства? Наличие того или иного ли митирующего фактора... Драгавцев решил, что лучше всего по яснить свою мысль на примере тех же двух сортов пшеницы, о которых говорил про фессор Род, только вообразить, что поле, на котором оба они посеяны, заражено спора ми бурой ржавчины — грибкового заболе вания, из-за которого недобор зерна дости гает порой трети планируемого урожая. Так вот, если один из этих сортов несет ген им мунитета к заболеванию, а у второго такого гена нет, они будут резко отличаться по ве су колоса: иммунный генотип окажется в несомненном выигрыше. Если же их посеять на чистом, не зараженном поле, генетиче ские различия не проявятся, колосья вырас тут полновесными что у первого, то и у вто рого сортов. — Таким образом, стоит нам определить, какой именно лимитирующий фактор, р а з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2