Сибирские огни, № 7 - 1983

вечерней школе. Его избрали секретарем комсомольской организации, а в 1962 году приняли в ряды партии. Здесь же, в коллективе троллейбусников, Тарасенко волею обстоятельств стал работ­ ником снабжения. Случилось так, что в оДйн из дней на линию не вышло сразу пятнадцать машин. У того забарахлила ко­ робка передач, у этого подшипники полете­ ли... А пассажирам что до того? Им ехать надо, но троллейбусов нет. На остановках толпы. Жалобы, звонки... Словом, скандал. А ремонтники руками разводят: 'запчастей нет и не предвидится. Тогда шоферы делегировали на базу свое­ го комсомольского секретаря: «Наведи шо­ роху этим бюрократам!» Немало инстанций прошел Тарасенко, прежде чем выяснил причину задержки с запчастями. Через день наказ товарищей был выполнен — все троллейбусы вышли в рейс. — Тогда, наверное, впервые,— признался Николай Алексеевич,— я почувствовал вкус снабженческой работы и испытал удовлет­ ворение от нее. Я ужасно гордился сделан­ ным мною. Поэтому, когда вскоре мне пред­ ложили перейти в отдел снабжения парка, я согласился. А тут крупнейшее для Харькова собы­ тие — начало сооружения метрополитена. Для города эта стройка стала первой. При­ глашение работать на ней считалось за ве­ ликую честь. На метрострое и стал настоя­ щим снабженцем направленный сюда мо­ лодой коммунист Николай Тарасенко. Ему доверили руководить группой металла, д это — один из важнейших материалов в метростроении. Подземные магистрали и станции строятся на века. Там любую же­ лезку не поставишь. Снабженец должен знать марки всех требуемых сталей. Не зря же говорят: тот, кто занимается металлом, может в сфере снабжения успешно зани­ маться любой другой продукцией. Руководитель группы, металла, а затем заместитель начальника, конторы снабжения «Харьковметрбстроя» Тарасенко работал на совесть. Им были довольны. Казалось, все основания имелись для того, чтобы быть удовлетворенным существующим положе­ нием, и у самого Николая Алексеевича. Но вот пошла молва о строительстве Байкало- Амурской магистрали, стали набирать первую группу добровольцев. В нее вошли хорошо знакомые Николаю Алексеевичу: начальник СМУ Кобляков, секретарь парткома Ва­ сильев, маркшейдер Пицольд. Четвертым руководителем этого десанта должен был стать Тарасенко, но в последний момент на­ чальник «Харьковметростроя» и райком пар­ тии не отпустили его. Лишь через три года — в 1977 году, съез­ див в Москву,, к начальнику «Главтоннель- метростроя» Юрию Анатольевичу Кошеле­ ву, он все же добился своего. ...Хозяйство от предшественника доста­ лось Николаю Алексеевичу, мягко говоря, не идеальное. Грузы хранились кое-как. Дорогостоящее оборудование небрежно сбрасывалось с самосвалов и валялось под открытым небом. Учет был поставлен край­ не плохо. Экономикой никто не занимался. Процветал закон: к то , первым приехал на склад, тот и забрал что душе угодно^ Иной кладовщик «хорошему человеку» добавлял от себя вдвое и втрое,, а другим не перепа­ дало ничего. Картотека долга поставщикам превышала три миллиона рублей. Ежеднев­ но приходило множество телеграмм с угро­ зами прекратить поставку. В своих начинаниях Тарасенко получил поддержку от руководства «БАМтоннель- строя», коммунистов своей парторганиза­ ции — стропальщика Евгения Павловича Шевченко, бригадира слесарей Александра Ивановича Богомаза, монтажника Виктора Георгиевича Вершинина, рабочего Генна­ дия Николаевича Винниченко и многих других. Вместе наводили порядок в учете, строили типовые склады, жилые дома, теп­ лицу, объекты соцкультбыта, внедряли ма- . лую. механизацию на погрузке и выгрузке, организовывали техническую и экономиче-. скую учебу. 'Прежде на различных планерках , и про­ изводственных совещаниях в большинстве тоннельных отрядов и других подразделе­ ниях только и говорили о материально-тех­ ническом снабжении, которое мешает нор- ’ мально работать. Иные командиры пытались откровенно свалить свои недоработки на отсутствие каких-либо материалов. Случа­ лось, прежде, чем ехать в управление на. доклад, начальник отряда «по пути» загля­ дывал на базу и узнавал, чего там нет, а потом козырял, что именно этого ему и не дали, хотя бы он ни в чем не нуждался. Теперь, вот уже который год, снабжен- •цев не делают козлами отпущения, и нера­ дивый руководитель свою вину на них не свалит. Все, всегда и всем обеспечены. Толь­ ко работай! !В беседах с Тарасенко мы не раз касались профессии снабженца как таковой. О важ­ ности ее говорить не приходится. Успех лю­ бой новостройки во многом зависит от обес­ печенности ее материалами. Так каким же должен быть современный снабженец? Обаятельным. Потому что он всегда на людях, на виду. Эрудированным. Ему сле­ дует знать потребности своего хозяйства не меньше, а то и больше руководителя. Снабженец должен уметь держать слово.. Сказал: «Завтра сделаю»,— умри, но сде­ лай. Эту характеристику дополнили ветераны УПТК Э. Гурарий и А. Гурвич. Обоим по семьдесят, но стариками они себя не счи­ тают. Снабженец, по их мнению, должен быть универсалом. Его можно принимать в любой творческий союз писателей, композито­ ров, изобретателей... Да, да! Он, обязан убе­ дительно писать, обладать тонким слухом. Не откажешь ему и в изобретательности — в деле снабженца нет цшблона. И геологом он должен быть, утверждали ветераны, по­ тому что частенько приходится добывать необходимое буквально из-под земли. Зна­ ние психологии и дипломатии снабженцу тоже не помешает. Александр Осипович Гурвич рассказал об одном из последних случаев в своей практике. В Госснабовском главке «Союз- метизы» он долго не мог получить сетку для крепления сводов тоннелей. На все просьбы один ответ: пока нет в наличии. Тогда он пришел в первичную организацию НТО главка и предложил прочитать лекцию о тоннелях БАМа. Там ухватились за его предложение, признавшись, что по их линии 123* . •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2