Сибирские огни, № 7 - 1983
вечерней школе. Его избрали секретарем комсомольской организации, а в 1962 году приняли в ряды партии. Здесь же, в коллективе троллейбусников, Тарасенко волею обстоятельств стал работ ником снабжения. Случилось так, что в оДйн из дней на линию не вышло сразу пятнадцать машин. У того забарахлила ко робка передач, у этого подшипники полете ли... А пассажирам что до того? Им ехать надо, но троллейбусов нет. На остановках толпы. Жалобы, звонки... Словом, скандал. А ремонтники руками разводят: 'запчастей нет и не предвидится. Тогда шоферы делегировали на базу свое го комсомольского секретаря: «Наведи шо роху этим бюрократам!» Немало инстанций прошел Тарасенко, прежде чем выяснил причину задержки с запчастями. Через день наказ товарищей был выполнен — все троллейбусы вышли в рейс. — Тогда, наверное, впервые,— признался Николай Алексеевич,— я почувствовал вкус снабженческой работы и испытал удовлет ворение от нее. Я ужасно гордился сделан ным мною. Поэтому, когда вскоре мне пред ложили перейти в отдел снабжения парка, я согласился. А тут крупнейшее для Харькова собы тие — начало сооружения метрополитена. Для города эта стройка стала первой. При глашение работать на ней считалось за ве ликую честь. На метрострое и стал настоя щим снабженцем направленный сюда мо лодой коммунист Николай Тарасенко. Ему доверили руководить группой металла, д это — один из важнейших материалов в метростроении. Подземные магистрали и станции строятся на века. Там любую же лезку не поставишь. Снабженец должен знать марки всех требуемых сталей. Не зря же говорят: тот, кто занимается металлом, может в сфере снабжения успешно зани маться любой другой продукцией. Руководитель группы, металла, а затем заместитель начальника, конторы снабжения «Харьковметрбстроя» Тарасенко работал на совесть. Им были довольны. Казалось, все основания имелись для того, чтобы быть удовлетворенным существующим положе нием, и у самого Николая Алексеевича. Но вот пошла молва о строительстве Байкало- Амурской магистрали, стали набирать первую группу добровольцев. В нее вошли хорошо знакомые Николаю Алексеевичу: начальник СМУ Кобляков, секретарь парткома Ва сильев, маркшейдер Пицольд. Четвертым руководителем этого десанта должен был стать Тарасенко, но в последний момент на чальник «Харьковметростроя» и райком пар тии не отпустили его. Лишь через три года — в 1977 году, съез див в Москву,, к начальнику «Главтоннель- метростроя» Юрию Анатольевичу Кошеле ву, он все же добился своего. ...Хозяйство от предшественника доста лось Николаю Алексеевичу, мягко говоря, не идеальное. Грузы хранились кое-как. Дорогостоящее оборудование небрежно сбрасывалось с самосвалов и валялось под открытым небом. Учет был поставлен край не плохо. Экономикой никто не занимался. Процветал закон: к то , первым приехал на склад, тот и забрал что душе угодно^ Иной кладовщик «хорошему человеку» добавлял от себя вдвое и втрое,, а другим не перепа дало ничего. Картотека долга поставщикам превышала три миллиона рублей. Ежеднев но приходило множество телеграмм с угро зами прекратить поставку. В своих начинаниях Тарасенко получил поддержку от руководства «БАМтоннель- строя», коммунистов своей парторганиза ции — стропальщика Евгения Павловича Шевченко, бригадира слесарей Александра Ивановича Богомаза, монтажника Виктора Георгиевича Вершинина, рабочего Генна дия Николаевича Винниченко и многих других. Вместе наводили порядок в учете, строили типовые склады, жилые дома, теп лицу, объекты соцкультбыта, внедряли ма- . лую. механизацию на погрузке и выгрузке, организовывали техническую и экономиче-. скую учебу. 'Прежде на различных планерках , и про изводственных совещаниях в большинстве тоннельных отрядов и других подразделе ниях только и говорили о материально-тех ническом снабжении, которое мешает нор- ’ мально работать. Иные командиры пытались откровенно свалить свои недоработки на отсутствие каких-либо материалов. Случа лось, прежде, чем ехать в управление на. доклад, начальник отряда «по пути» загля дывал на базу и узнавал, чего там нет, а потом козырял, что именно этого ему и не дали, хотя бы он ни в чем не нуждался. Теперь, вот уже который год, снабжен- •цев не делают козлами отпущения, и нера дивый руководитель свою вину на них не свалит. Все, всегда и всем обеспечены. Толь ко работай! !В беседах с Тарасенко мы не раз касались профессии снабженца как таковой. О важ ности ее говорить не приходится. Успех лю бой новостройки во многом зависит от обес печенности ее материалами. Так каким же должен быть современный снабженец? Обаятельным. Потому что он всегда на людях, на виду. Эрудированным. Ему сле дует знать потребности своего хозяйства не меньше, а то и больше руководителя. Снабженец должен уметь держать слово.. Сказал: «Завтра сделаю»,— умри, но сде лай. Эту характеристику дополнили ветераны УПТК Э. Гурарий и А. Гурвич. Обоим по семьдесят, но стариками они себя не счи тают. Снабженец, по их мнению, должен быть универсалом. Его можно принимать в любой творческий союз писателей, композито ров, изобретателей... Да, да! Он, обязан убе дительно писать, обладать тонким слухом. Не откажешь ему и в изобретательности — в деле снабженца нет цшблона. И геологом он должен быть, утверждали ветераны, по тому что частенько приходится добывать необходимое буквально из-под земли. Зна ние психологии и дипломатии снабженцу тоже не помешает. Александр Осипович Гурвич рассказал об одном из последних случаев в своей практике. В Госснабовском главке «Союз- метизы» он долго не мог получить сетку для крепления сводов тоннелей. На все просьбы один ответ: пока нет в наличии. Тогда он пришел в первичную организацию НТО главка и предложил прочитать лекцию о тоннелях БАМа. Там ухватились за его предложение, признавшись, что по их линии 123* . •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2