Сибирские огни, № 7 - 1983

сделку с совестью, обмануть, готового всегда кого-то «подмаслить», «задобрить»... Теперь-то я знаю, что такие люди в сфере снабжения — самые худшие. Не они дела­ ют погоду. Не они решают судьбу наших строек. ...Богатырского сложения мужчина креп­ ко сдавил мою ладонь и добродушно про­ басил: — Тарасенко. Николай Алексеевич. Мой новый знакомый оказался из тех, кто сразу располагает к себе — откровен­ ностью, добрым украинским юмором, ува­ жительным отношением к собеседнику. Очень скоро я понял, каким дремучим дилетантом был в вопросах снабжения. Ус­ лышав мое признание, Тарасенко улыбнулся. — Ничего. У нас на БАМе так: не был плотником — будешь. Не был проходчи­ ком — научишься. И снабженцев хороших тоже сами ростам. Было бы желание! Николай Алексеевич начал рассказывать о своем хозяйстве. А оно, прямо скажем, даже по сибирским масштабам весьма вну­ шительное. От Байкальского хребта до хребта Кодарского — семьсот километров БАМа. На этом участке сооружается шесть тоннелей общей протяженностью около тридцати километров. Днем и ночью сменя­ ют одна другую горнопроходческие брига­ ды, трудятся взрывники и бетонщики, мон­ тажники и работники различных бытовых и вспомогательных служб. Бороздят таеж­ ные просторы более тысячи автомобилей, «грызет» скальный грунт советская и зару­ бежная горнопроходческая техника... На попечении руководимого Тарасенко УПТК восемь тоннельных отрядов, две ' крупные автобазы, управление механизации и другие подразделения почти десятитысяч­ ного коллектива управления «БАМтоннель- строя». И все должны предусмотреть снаб­ женцы, все должны иметь — от резиновых сапог до запчастей к уникалвному проход­ ческому комплексу. О том, что в УПТК люди заботливые, рачительные, живущие в ногу со временем, говорит их главный «Дом» — центральная база в Северобайкальске. В той части горо­ да, где она расположена, по соседству мно­ го других бамовских подразделений. Но территория «хозяйства Тарасенко» выделя­ ется. — Иногда слышишь,— говорит Николай Алексеевич,— в тайге, мол, живем, времен­ но. Уедем же скоро... По-моему, кто так рассуждает, тот и работает, так сказать, по временной схеме, как-нибудь. Мы же ста­ раемся, чтобы люди не чувствовали свою жизнь на БАМе временной. Вот и базу сде­ лали капитально. Наш принцип таков: что здесь построено — не пропадет. После нас, строителей, придут эксплуатационники. Им все останется. Добрым словом еще не раз вспомнят! База УПТК, по общему признанию, не только лучшая на БАМе, но и одна из луч­ ших в Минтрансстрое. Убедились в этом и побывавшие здесь участники Всесоюзного совещания «Главтоннельметростроя». На очищенной от тайги, благоустроенной п огороженной территории в девять гекта­ ров царят порядок и четкость. На забетони­ рованных площадках ровными рядами ле­ жат различные строительные материалы, сборные конструкции. Аккуратно по сорта­ менту уложен прокат на участке хранения металла. Под сводами ажурных складов на­ ходится то, что боится сырости и снега. Более трех тысяч железнодорожных ва­ гонов принимает ежегодно база. Плюс грузы, поступающие по Байкалу и притрас­ совой автодороге. Здесь хранится и пере­ рабатывается в среднем за год около четы­ рех тысяч наименований материалов и оборудования на общую сумму около двад­ цати миллионов рублей. Высок и напряжен ритм сооружения тон­ нелей. Велик, как видим, и объем матери­ ально-технического обеспечения строитель­ ства. Однако за все дни знакомства с работой УПТК я не увидел здесь привычных для множества снабженческих организаций сутолоки, нервотрепки, многолюдья. По ко­ ридорам и кабинетам не сновали разбитные толкачи. Никто ни у кого не клянчил, не выбивал. Все отделы, специалисты и руко­ водители работали спокойно, без запарки. С территории базы одна за другой по раз­ ным направлениям уходили груженые авто­ машины. Причем крупногабаритные грузы были аккуратно уложены и надежно за­ креплены, а мелкие — транспортировались в контейнерах. — А как же иначе?! — удивился моему удивлению, Тарасенко.— Наша работа на виду у всех бамовцев. Скажем, везем мы за многие сотни километров на Кодарский тоннель сборный дом. Все видят: если бе­ режно уложено в кузове машины, значит, дойдет до места в целости и сохранности, нам спасибо скажут. А если нерадивый во­ дитель сломает 1или выронит что-то по пу­ ти,— нас же и осудят люди... Здесь одними из первых в Минтрансстрое перешли на новые прогрессивные формы ра­ боты. Старый метод снабжения по принци­ пу «достал — отдал» давно изжил себя. У снабженцев тоннельщиков теперь работа инженерная, основанная на глубоком зна­ нии производственных процессов, экономи­ ке, точном расчете. Они не просто завозят требуемые материалы и оборудование. Они комплектуют тот или иной объект «БАМтон- нельстроя» по утвержденным лимитно-за­ борным картам и централизованным поряд­ ком прямо со своей базы доставляют по­ требное и необходимое непосредственно на конкретное рабочее место. И не все сразу, а только то, что нужно в данный период. То, что потребуется завтра или послезавт­ ра — можно не беспокоиться!— тоже посту­ пит к сроку. Для этого существует декадно­ суточный график поставок материалов по подразделениям. В нем учтены потребности отрядов по всем позициям. А диспетчерская служба строго следит, чтобы графики эти неукоснительно выполнялись. Сейчас здесь с улыбкой вспоминают о тех временах, когда по утрам в УПТК со­ бирались снабженцы всех коллективов «БАМтоннельстроя». Иные за двести-триста километров гнали грузовые машины, чтобы получить, скажем, сотню лампочек или не­ сколько комплектов спецодежды. Переход на новую систему поставок высвободил от экспедиторской работы десятки людей, дал возможность более эффективно использо­ вать автотранспорт, широко внедрить кон­ тейнерные перевозки. Только цемента УПТК перевозит контейнерами ежегодно до 60 тысяч тонн! В итоге на погрузке и вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2