Сибирские огни, № 7 - 1983

Карагандинским «Спецшахтоуправлением» пробиваются с поверхности хребта четыре вертикальных,1ствола. Третий ствол уже действует. Сделан и четвертый. Двадцать первый отряд произвел там первый взрыв и начал выходить на трассу тоннеля. По имеющемуся а наличии у «БАМтон­ нельстроя» .оборудованию есть полная воз­ можность открыть на Северо-М.уйском тон­ неле до пятнадцати забоев, но карагандин­ цы пока отстают с сооружением первого и второго стволов и сдадут их, видимо, лишь к середине 1983 года. Это сдерживает тем­ пы тоннельщиков и влияет на выполнение целевых задач. Правда, карагандинские горняки заверяют, что найдут резервы, смо­ гут подтянуться, что приложат все свое ма­ стерство и обеспечат фронт работ для но­ вых горнопроходческих бригад. Строительство магистрали вступило в ре­ шающий период. Немногим более пятисот километров разделяет идущих с востока и запада навстречу друг другу путеукладчи­ ков. Стальная колея БАМа подошла к за­ падному порталу Северо-Муйского тоннеля. Пока пробивается путь поездам через тол­ щу гранита, решено сделать электри­ фицированный железнодорожный обход Северо-Муйского хребта. По этой труд­ ной обходной дороге будут доставляться грузы для дальнейшего сооружения магист­ рали на восток, к «Угрюм-реке» — Витиму и далее по северу Читинской области к месту укладки последнего стыковочного «золото­ го» звена. Длина обходного пути 27 километров, но даются,эти километры нелегко. На неболь­ шом отрезке предстояло соорудить 12 мо­ стов, многие из которых двух-и трехпролет­ ные, около 50 металлических и железобетон­ ных водопропускных труб, переместить и отсыпать в полотно более трех миллионов кубометров грунта, большая часть которого скальные породы, поддающиеся лишь взрывчатке. Чего только стоило сделать просеку под обход! На заснеженных пиках хребта есть, оказывается, «забайкальские джунгли» — сплошные заросли кедрового стланика, плотным перепутанным ковром устилающе­ го скалы. Сквозь них можно только прору­ биться топором. А делать это приходилось при сорока-пятидесятиградусных морозах, на сильном ветру, по пояс в снегу. И так — все двадцать семь километров... Сейчас работы по сооружению обходного пути завершаются. Скоро стальная колея, перешагнув через перевал, устремится даль­ ше на восток — к Муякану, Таксимо, Ви­ тиму, Кодару... Этот трудный и небезопас­ ный путь — вынужденная, временная мера. По нему не пустишь пассажирский поезд или тяжело груженный товарный состав. Без тоннеля поэтому все равно не обой­ тись. Восемь подземных коридоров предстояло построить на более чем тысячекилометро­ вом отрезке БАМа. Сейчас на линии Тын­ да — Беркакит сдан с оценкой «хорошо» и эксплуатируется тоннель «Нагорный» — первый в стране, пройденный в вечной мерз­ лоте. Готовится под укладку пути и скоро пропустит первый рабочий поезд Байкаль­ ский тоннель. Полным ходом сооружаются четыре мысовых тоннеля вдоль северной оконечности Байкала. На севере Читинской области начато , строительство последнего двухкилометрового тоннеля магистрали — Кодарского. Его проходка будет завершена в 1983 году. И ни у кого теперь нет сом­ нения, что успешно будет сооружен и Севе- ро-Муйский тоннель. ...Николай Андреевич Еременко шагает по улице Гоуджекита. Вот и школа. Брига­ дир знает, о чем он расскажет сегодня ребятам. О своих товарищах — отцах и ма­ терях этих мальчишек и девчонок, простых и скромных людях, которые в буквальном смысле раздвигают горы. Дети бамовцев. Они тоже живут забота­ ми своих родителей. Еременко вспомнил, что ему рассказал сосед по дому — шофер. Отправился он в воскресенье с пятилетним сыном за черемшой. Стали переезжать же­ лезнодорожное полотно. Вдруг мальчуган закричал: — Папа, стой! Разве не видишь? БАМ! Вылез из кабины и важно зашагал по шпалам, а назавтра в детском саду всем говорил, что был с папой на БАМе. Старшая дочь Николая Андреевича — 'Ольга — перешла в десятый класс. На бу­ дущий год всем классом решили остаться на стройке, создать свою бригаду. Оказы­ вается, пишет стихи! Еременко прочитал одно. Запомнились строки: Ожидает нас труд нелегкий: Проложить, рассекая даль, От Байкала и до Амура Комсомольскую магистраль. ХОЗЯЙСТВО ТАРАСЕНКО Строители Северо-Муйского тоннеля тор­ жественно отмечали большую трудовую победу — сбойку одиннадцатого и двад­ цать второго тоннельных отрядов. Событие это означало, что со стороны восточного портала, самого большого тоннеля БАМа, пройдено почти четыре километра основного подземного коридора для поездов. На митинге, а затем и за праздничным столом с благодарностью назывались имена героев дня, вложивших наибольший вклад в общий успех. И один из ' первых тостов единодушно был поднят за «хозяйство Та­ расенко» — коллектив управления производ­ ственно - технологической комплектации «БАМтоннельстроя». На самых различных стройках чаще мож­ но услышать упреки в адрес снабженцев. Да и во многих бамовских подразделениях постоянно критикуют тех, кто обязан обес­ печивать стройматериалами и оборудова­ нием. А тут — всенародная похвала, горя­ чая и по-шахтерски искренняя, товарищу по общему делу, надежное плечо которого чувствовал в забое каждый проходчик, каждый специалист и руководитель. Немало добрых слов о службе снабже­ ния услышал я и в других тоннельных отря­ дах, от руководства «БАМтоннельстроя» и «Главтоннельметростроя». Всюду фамилия Тарасенко называлась с тем же уважени­ ем, как фамилии лучших проходчиков, звеньевых, бригадиров. По газетным фельетонам и кинофильмам у большинства из нас сложился «типич­ ный» образ снабженца — хитроватого, суетливого человека, способного пойти на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2