Сибирские огни, № 7 - 1983
Карагандинским «Спецшахтоуправлением» пробиваются с поверхности хребта четыре вертикальных,1ствола. Третий ствол уже действует. Сделан и четвертый. Двадцать первый отряд произвел там первый взрыв и начал выходить на трассу тоннеля. По имеющемуся а наличии у «БАМтон нельстроя» .оборудованию есть полная воз можность открыть на Северо-М.уйском тон неле до пятнадцати забоев, но карагандин цы пока отстают с сооружением первого и второго стволов и сдадут их, видимо, лишь к середине 1983 года. Это сдерживает тем пы тоннельщиков и влияет на выполнение целевых задач. Правда, карагандинские горняки заверяют, что найдут резервы, смо гут подтянуться, что приложат все свое ма стерство и обеспечат фронт работ для но вых горнопроходческих бригад. Строительство магистрали вступило в ре шающий период. Немногим более пятисот километров разделяет идущих с востока и запада навстречу друг другу путеукладчи ков. Стальная колея БАМа подошла к за падному порталу Северо-Муйского тоннеля. Пока пробивается путь поездам через тол щу гранита, решено сделать электри фицированный железнодорожный обход Северо-Муйского хребта. По этой труд ной обходной дороге будут доставляться грузы для дальнейшего сооружения магист рали на восток, к «Угрюм-реке» — Витиму и далее по северу Читинской области к месту укладки последнего стыковочного «золото го» звена. Длина обходного пути 27 километров, но даются,эти километры нелегко. На неболь шом отрезке предстояло соорудить 12 мо стов, многие из которых двух-и трехпролет ные, около 50 металлических и железобетон ных водопропускных труб, переместить и отсыпать в полотно более трех миллионов кубометров грунта, большая часть которого скальные породы, поддающиеся лишь взрывчатке. Чего только стоило сделать просеку под обход! На заснеженных пиках хребта есть, оказывается, «забайкальские джунгли» — сплошные заросли кедрового стланика, плотным перепутанным ковром устилающе го скалы. Сквозь них можно только прору биться топором. А делать это приходилось при сорока-пятидесятиградусных морозах, на сильном ветру, по пояс в снегу. И так — все двадцать семь километров... Сейчас работы по сооружению обходного пути завершаются. Скоро стальная колея, перешагнув через перевал, устремится даль ше на восток — к Муякану, Таксимо, Ви тиму, Кодару... Этот трудный и небезопас ный путь — вынужденная, временная мера. По нему не пустишь пассажирский поезд или тяжело груженный товарный состав. Без тоннеля поэтому все равно не обой тись. Восемь подземных коридоров предстояло построить на более чем тысячекилометро вом отрезке БАМа. Сейчас на линии Тын да — Беркакит сдан с оценкой «хорошо» и эксплуатируется тоннель «Нагорный» — первый в стране, пройденный в вечной мерз лоте. Готовится под укладку пути и скоро пропустит первый рабочий поезд Байкаль ский тоннель. Полным ходом сооружаются четыре мысовых тоннеля вдоль северной оконечности Байкала. На севере Читинской области начато , строительство последнего двухкилометрового тоннеля магистрали — Кодарского. Его проходка будет завершена в 1983 году. И ни у кого теперь нет сом нения, что успешно будет сооружен и Севе- ро-Муйский тоннель. ...Николай Андреевич Еременко шагает по улице Гоуджекита. Вот и школа. Брига дир знает, о чем он расскажет сегодня ребятам. О своих товарищах — отцах и ма терях этих мальчишек и девчонок, простых и скромных людях, которые в буквальном смысле раздвигают горы. Дети бамовцев. Они тоже живут забота ми своих родителей. Еременко вспомнил, что ему рассказал сосед по дому — шофер. Отправился он в воскресенье с пятилетним сыном за черемшой. Стали переезжать же лезнодорожное полотно. Вдруг мальчуган закричал: — Папа, стой! Разве не видишь? БАМ! Вылез из кабины и важно зашагал по шпалам, а назавтра в детском саду всем говорил, что был с папой на БАМе. Старшая дочь Николая Андреевича — 'Ольга — перешла в десятый класс. На бу дущий год всем классом решили остаться на стройке, создать свою бригаду. Оказы вается, пишет стихи! Еременко прочитал одно. Запомнились строки: Ожидает нас труд нелегкий: Проложить, рассекая даль, От Байкала и до Амура Комсомольскую магистраль. ХОЗЯЙСТВО ТАРАСЕНКО Строители Северо-Муйского тоннеля тор жественно отмечали большую трудовую победу — сбойку одиннадцатого и двад цать второго тоннельных отрядов. Событие это означало, что со стороны восточного портала, самого большого тоннеля БАМа, пройдено почти четыре километра основного подземного коридора для поездов. На митинге, а затем и за праздничным столом с благодарностью назывались имена героев дня, вложивших наибольший вклад в общий успех. И один из ' первых тостов единодушно был поднят за «хозяйство Та расенко» — коллектив управления производ ственно - технологической комплектации «БАМтоннельстроя». На самых различных стройках чаще мож но услышать упреки в адрес снабженцев. Да и во многих бамовских подразделениях постоянно критикуют тех, кто обязан обес печивать стройматериалами и оборудова нием. А тут — всенародная похвала, горя чая и по-шахтерски искренняя, товарищу по общему делу, надежное плечо которого чувствовал в забое каждый проходчик, каждый специалист и руководитель. Немало добрых слов о службе снабже ния услышал я и в других тоннельных отря дах, от руководства «БАМтоннельстроя» и «Главтоннельметростроя». Всюду фамилия Тарасенко называлась с тем же уважени ем, как фамилии лучших проходчиков, звеньевых, бригадиров. По газетным фельетонам и кинофильмам у большинства из нас сложился «типич ный» образ снабженца — хитроватого, суетливого человека, способного пойти на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2