Сибирские огни, № 7 - 1983

ее забоя горными самосвалами вывозится в созданный неподалеку стационарный пункт перегрузки. Далее в дело вступает другая специализированная бригада, которая с по­ мощью электровозов транспортирует породу из тоннеля. В марте 1982 года Толстоухов со своей бригадой оставил позади себя 106 метров, а в мае установил всесоюзный рекорд про­ ходки, пробив за месяц 171,5 метра! . Вообще-то Северо-Муйский тоннель — крепкий орешек. Сейчас положение на этом самом горячем участке стабилизируется. Полным ходом разворачиваются работы на западном портале, где три года назад про­ изошел выброс — за считанные секунды в штольню обрушилось под огромным давле­ нием более двенадцати тысяч кубометров воды, песка и камней. Два года было тихо в этом забое — шли трудные поиски спосо­ бов покорения подземной стихии. В резуль­ тате был разработан эффективный метод комплексного водопонижения и закрепления слабых грунтов. Бурились тысячи метров вертикальных и горизонтальных скважин, вниз, под размыв, была сделана наклонная дренажная штольня. Всего из Ангаракан- ского размыва удалили свыше двадцати миллионов кубометров воды, ликвидирова­ ли нависший над тоннелем водяной столб. Уровень подземной реки стал ниже осно­ вания тоннеля. В 1981 году, в канун 64-й годовщины Великого Октября, «Правда» сообщила о возобновлении проходческих работ на за­ падном портале Северо-Муйского тоннеля. Атаку на ослабленный, но все еще ковар­ ный и полный неприятных неожиданностей пятисотметровый размыв повела комплекс­ ная комсомольско-молодежная бригада про­ ходчиков имени Кожемякина, руководит которой коммунист Леонид Николаевич Скумской. Слабый, готовый обрушиться грунт при­ ходилось преодолевать щитовым способом буквально по сантиметрам, но звенья Ни­ колая Луценко, Сергея Мартиросяна, Нико­ лая Дроваля и вся бригада в целом дейст­ вовали четко Бригада Скумского впервые в стране отработала и применила на прак­ тике новую технологию преодоления разло­ мов: поверху забоя бурились глубокие гори­ зонтальные скважины и в них вставлялись стальные трубы. Этот трубчатый металли­ ческий свод принимал на себя верхнее гор­ ное ' давление. Под таким оригинальным и надежным прикрытием работал проходче­ ский щит. В канун 65-й годовщины Октября кол­ лектив восемнадцатого тоннельного отряда рапортовал: «Пройден Ангараканский размыв. Вреза­ лись в скальные породы. Продолжаем про­ ходку». Три коротких фразы. Но за ними — мно­ голетний упорный труд сотен горняков, настойчивые поиски больших коллективов ученых, проектных организаций, различных предприятий страны. Всего к концу 1982 года с западного пор­ тала пробито 1100 метров^транспортно-дре­ нажной штольни. Ударный труд комплек­ сной бригады Скумского обеспечил рит­ мичную и безаварийную работу , бригады проходчиков Петра Максимовича Евсикова, которая — также с западного портала — сооружает основной тоннель и прошла вось­ мисотметровую отметку. Более результативно идет строительство главного тоннеля БАМа с восточной его стороны. Почти четыре километра прошли горняки одиннадцатого и двадцать второго отрядов. Один за одним, как победные са­ люты в честь 65-й годовщины Октября и 60-летия образования СССР, гремели тут недавно взрывы сбоек. Тон задает бригада Толстоухова, но весомых результатов в со­ ревновании добиваются и постоянные со­ перники рекордсменов —- коллектив бригады Василия Ивановича Безридного, бывшего харьковского метростроевца. Отличные по­ казатели и у бригады Александра Филимо­ нова. Она пока менее известна, но по делам ее видно, что скоро этому коллективу станет тесно рядом с лидерами. Все три бригадира и их товарищи с боль­ шой признательностью и благодарностью отзываются о горняках комплексной про­ ходческой бригады Анатолия Георгиевича Иванова, которая, как и бригада Скумского из 18-го отряда, пробивает транспортно­ дренажную штольню, только с востока. Про­ кладывается эта галерея рядом с основным тоннелем, но несколько меньше его — сече­ ние как в обычном метро. Делается эта штольня с опережением главного коридора. Она как бы ведет разведку того, что ждет тоннельщиков впереди. За бригадой Иванова закреплен сложный современный механизированный проходче­ ский комплекс, и коллектив обеспечивает его высокопроизводительную работу. В активе Анатолия Георгиевича и его товарищей свой всесоюзный рекорд проходки малых тон­ нелей — 308 погонных метров штольни за месяц. Да вот беда: Северо-Муйский хребет не дает развернуться по-настоящему. В сред­ нем за год на полную производительность бригада работает в лучшем случае три-че­ тыре месяца. Остальное время приходится тратить на преодоление разломов. В забое, где работает бригада, очень сложные геологические условия. Здесь день и ночь идут самые настоящие ливни. К тому же частые разломы. Только на участке в триста метров их встретилось восемнадцать! Некоторые по 10—12 метров в ширину, на­ чинены водно-песчаной смесью под сильней­ шим давлением. В обстановке, когда еже­ часно в забой обрушивается почти полторы -тысячи кубометров ледяной воды, конечно, не разбежишься. И тем не менее, наперекор всему, горняки упорно идут вперед. Прини­ мая на себя удары подземной стихии, ос­ лабляя ее, бригада Иванова облегчает труд строителей основного тоннеля. Покорение казавшегося поначалу непри­ ступным Северо-Муйского хребта ведется сейчас решительно и результативно с обоих флангов. Треть общего объема горнопро­ ходческих работ выполнена. К концу 1982 года было пробито более пяти километров основного тоннеля и шесть километров тран­ спортно-дренажной штольни. В 1983 году подземные коридоры удлинятся еще, как минимум, на четыре-пять километров. Это будет по сути год активнейшего штурма хребта. Опережающее строительство транспорт­ но-дренажной штольни дает возможность делать с нее «засечки» на ось главного пути и открывать новые забои. В этих же целях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2