Сибирские огни, № 7 - 1983
ее забоя горными самосвалами вывозится в созданный неподалеку стационарный пункт перегрузки. Далее в дело вступает другая специализированная бригада, которая с по мощью электровозов транспортирует породу из тоннеля. В марте 1982 года Толстоухов со своей бригадой оставил позади себя 106 метров, а в мае установил всесоюзный рекорд про ходки, пробив за месяц 171,5 метра! . Вообще-то Северо-Муйский тоннель — крепкий орешек. Сейчас положение на этом самом горячем участке стабилизируется. Полным ходом разворачиваются работы на западном портале, где три года назад про изошел выброс — за считанные секунды в штольню обрушилось под огромным давле нием более двенадцати тысяч кубометров воды, песка и камней. Два года было тихо в этом забое — шли трудные поиски спосо бов покорения подземной стихии. В резуль тате был разработан эффективный метод комплексного водопонижения и закрепления слабых грунтов. Бурились тысячи метров вертикальных и горизонтальных скважин, вниз, под размыв, была сделана наклонная дренажная штольня. Всего из Ангаракан- ского размыва удалили свыше двадцати миллионов кубометров воды, ликвидирова ли нависший над тоннелем водяной столб. Уровень подземной реки стал ниже осно вания тоннеля. В 1981 году, в канун 64-й годовщины Великого Октября, «Правда» сообщила о возобновлении проходческих работ на за падном портале Северо-Муйского тоннеля. Атаку на ослабленный, но все еще ковар ный и полный неприятных неожиданностей пятисотметровый размыв повела комплекс ная комсомольско-молодежная бригада про ходчиков имени Кожемякина, руководит которой коммунист Леонид Николаевич Скумской. Слабый, готовый обрушиться грунт при ходилось преодолевать щитовым способом буквально по сантиметрам, но звенья Ни колая Луценко, Сергея Мартиросяна, Нико лая Дроваля и вся бригада в целом дейст вовали четко Бригада Скумского впервые в стране отработала и применила на прак тике новую технологию преодоления разло мов: поверху забоя бурились глубокие гори зонтальные скважины и в них вставлялись стальные трубы. Этот трубчатый металли ческий свод принимал на себя верхнее гор ное ' давление. Под таким оригинальным и надежным прикрытием работал проходче ский щит. В канун 65-й годовщины Октября кол лектив восемнадцатого тоннельного отряда рапортовал: «Пройден Ангараканский размыв. Вреза лись в скальные породы. Продолжаем про ходку». Три коротких фразы. Но за ними — мно голетний упорный труд сотен горняков, настойчивые поиски больших коллективов ученых, проектных организаций, различных предприятий страны. Всего к концу 1982 года с западного пор тала пробито 1100 метров^транспортно-дре нажной штольни. Ударный труд комплек сной бригады Скумского обеспечил рит мичную и безаварийную работу , бригады проходчиков Петра Максимовича Евсикова, которая — также с западного портала — сооружает основной тоннель и прошла вось мисотметровую отметку. Более результативно идет строительство главного тоннеля БАМа с восточной его стороны. Почти четыре километра прошли горняки одиннадцатого и двадцать второго отрядов. Один за одним, как победные са люты в честь 65-й годовщины Октября и 60-летия образования СССР, гремели тут недавно взрывы сбоек. Тон задает бригада Толстоухова, но весомых результатов в со ревновании добиваются и постоянные со перники рекордсменов —- коллектив бригады Василия Ивановича Безридного, бывшего харьковского метростроевца. Отличные по казатели и у бригады Александра Филимо нова. Она пока менее известна, но по делам ее видно, что скоро этому коллективу станет тесно рядом с лидерами. Все три бригадира и их товарищи с боль шой признательностью и благодарностью отзываются о горняках комплексной про ходческой бригады Анатолия Георгиевича Иванова, которая, как и бригада Скумского из 18-го отряда, пробивает транспортно дренажную штольню, только с востока. Про кладывается эта галерея рядом с основным тоннелем, но несколько меньше его — сече ние как в обычном метро. Делается эта штольня с опережением главного коридора. Она как бы ведет разведку того, что ждет тоннельщиков впереди. За бригадой Иванова закреплен сложный современный механизированный проходче ский комплекс, и коллектив обеспечивает его высокопроизводительную работу. В активе Анатолия Георгиевича и его товарищей свой всесоюзный рекорд проходки малых тон нелей — 308 погонных метров штольни за месяц. Да вот беда: Северо-Муйский хребет не дает развернуться по-настоящему. В сред нем за год на полную производительность бригада работает в лучшем случае три-че тыре месяца. Остальное время приходится тратить на преодоление разломов. В забое, где работает бригада, очень сложные геологические условия. Здесь день и ночь идут самые настоящие ливни. К тому же частые разломы. Только на участке в триста метров их встретилось восемнадцать! Некоторые по 10—12 метров в ширину, на чинены водно-песчаной смесью под сильней шим давлением. В обстановке, когда еже часно в забой обрушивается почти полторы -тысячи кубометров ледяной воды, конечно, не разбежишься. И тем не менее, наперекор всему, горняки упорно идут вперед. Прини мая на себя удары подземной стихии, ос лабляя ее, бригада Иванова облегчает труд строителей основного тоннеля. Покорение казавшегося поначалу непри ступным Северо-Муйского хребта ведется сейчас решительно и результативно с обоих флангов. Треть общего объема горнопро ходческих работ выполнена. К концу 1982 года было пробито более пяти километров основного тоннеля и шесть километров тран спортно-дренажной штольни. В 1983 году подземные коридоры удлинятся еще, как минимум, на четыре-пять километров. Это будет по сути год активнейшего штурма хребта. Опережающее строительство транспорт но-дренажной штольни дает возможность делать с нее «засечки» на ось главного пути и открывать новые забои. В этих же целях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2