Сибирские огни, № 7 - 1983
Так же, как крепло мастерство, гранились, шлифовались характеры людей, склады вался особый «еременский» микроклимат. Основой его стали доверие и взаимная това рищеская требовательность. Душой коллектива стал совет бригады. (3 него сами рабочие выбрали тех, кого больше всего уважали за справедливость, за самоотверженность в труде, за доброту. Совет сделал немало, чтобы сблизить лю дей. Есть в истории бригады Еременко памят ные даты. 15 августа 1978 года — одна из та ких. В этот день началось бетонирование первого блока Байкальского тоннеля. А в августе 1982 года уложен последний кубо метр бетона. Всего со стороны восточного портала бригадой одето в бетонную рубаш ку около четырех километров основного же лезнодорожного тоннеля, Еременко и его товарищи могут с гордостью доложить, что здесь ими отработана и успешно внедрена технология круглогодичной и круглосуточ ной укладки бетона без применения ручного труда. Ежемесячно бригада бетонировала в сред нем по' сто поронных метров. Были и ре кордные достижения — до 140 метров. Узнав об этом, начальник двенадцатого тон нельного отряда А. Манюков, авторитетней ший специалист среди метростроителей стра ны, сказал: X — Такого я что-то не припомню. Порой кое-кто все успехи бригады припи сывает одному Еременко. Сам бригадир про тивоположного мнения. Нет, утверждает он, все победы, рекорды, все наши достижения и слава — общие, плоды крепкой дружбы, доверия, взаимопомощи. Один человек, го ворит Еременко, ни в поле, ни тем более в тоннеле — не воин. ...Недавно Николаю Андреевичу довелось познакомиться с работой тоннельщиков из отряда № 16. В бухте Малая Курла, что в северной ча сти Байкала, вдоль самого берега проходит один из отрезков магистрали. Но на пути стальной колеи встали четыре мощных гра нитных отрога, широкими мысами далеко впадающие в воды бухты. Чтобы преодо леть их, предстоит через каждый . пробить железнодорожные тоннели общей протяжен ностью 5,3 километра. Еще издалека увидел Еременко броскую надпись, выложенную белым камнем . над порталом одного из них: «Тоннели строят настоящие мужчины». Улыбнулся. Верно: труса сюда не заманишь ни калачем, ни длинным рублем, ни дефицитными товара ми. К третьему мысовому тоннелю попал как ' раз в пересменок. Многие ребята из проход ческой бригады, пользуясь свободными ми нутами, заторопились на лед — побарма- шить хариуса, сига, омуля. Другие обсту пили гостя, засыпали вопросами, как идут дела на Байкальском тоннеле. Еременко не торопился с ответами — сам стремился разузнать обстановку у со седей. Знал, что трудится тут бригадиром его знакомый по Яванскому гидроузлу Мах мудов. Спросил, где он. — Сегодня Махмудов в ночную выйдет,— сказали ему.— Роман Исмаилович у нас мо лодей! План квартала его бригада выпол нила досрочно, а на следующий при зада нии в тридцать пять погонных метров взяли подряд на сорок пять. За ними и другие тянутся. Проходку этого тоннеля рассчиты ваем закончить на два месяца раньше. В свою очередь, поинтересовались у Ере менко делами Толстоухова. Немудрено: доб рая молва о величайшем мастере скорост ной проходки давно идет. Был Валентин Романович Толстоухов механизатором в родном селе Солонухине Кировской области. Затем •— более двадцати лет работы в Мос метрострое, где его труд отмечен орденом Ленина. И вот — тоннели БАМа. Тостоухов сделал первые взрывы и врезки в толщу Байкальского хребта. Он же со своей бригадой произвел последнюю сбойку в середине почти семикилометрового тон неля, проходка которого была закончена на год раньше срока, в канун XXVI съезда КПСС. На БАМе часто вспоминают случай, когда побывали в гостях у Толстоухова предста вители иностранной фирмы, буровой рамой которой пользовались проходчики. Увидели свой механизм и тут же поспешили заявить: вот в чем секрет успеха передовой брига ды -— в нашей технике. Валентин Романович посоветовал гостям поближе подойти да повнимательнее по смотреть на свое изделие: Глянули те и сконфузились: остов буровой рамы действи тельно их, а нутро переделано... — Не по зубам вашей машине байкаль ский гранит,— пояснил бригадир.— Не вы брасывать же технику, коль деньги за нее заплачены. Ребята у нас в бригаде смека листые — переделали. И ничего. Вот уже три года исправно грызет камушки... За успешную проходку Байкальского тоннеля Валентину Романовичу 'Толстоухо ву было присвоено звание Героя Социали стического Труда. Новую бригаду набрал он на Северо-Муйском. Встретили его настороженно, недоверчи во: мол, Героем стал, так все теперь нипо чем. А Северо-Муйский тоннель — не Бай кальский, здесь не разбежишься... Однако не прошло и года, как в известном своими традициями и мастерами проходки один надцатом отряде, пробивающем тоннель- гигант со стороны восточного портала, «но вичок» Толстоухов стал лидером. 75 погонных метров — таков месячный норматив основного тоннеля, площадь сече ния которого в три раза больше, чем в метро. На Байкальском Толстоухов эту норму пе рекрывал не раз, на Северо-Муйском же никто плановую черту не переступал. Важно было показать пример, сломать психологи ческий барьер, убежденность в особенностях этого подземного коридора, вселить уве ренность, что и здесь можно работать ско ростными методами. Немало времени потратил Толстоухов на решение этой проблемы, множество вариан тов испробовал и все же добился своего: родилась новая технология проходки и ор ганизации .труда. Прежде движение проходчиков вперед в немалой степени сдерживала откатка поро ды. Чем дальше углублялись в толщу хреб та, тем сложнее становилась эта операция. Валентин Романович нашел выход в специа лизации горных подразделений. Теперь бригада проходчиков решает свою основную задачу — наращивает тоннель. Порода из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2