Сибирские огни, № 7 - 1983

По всей стране огромные стройки. И каза­ лось, их руки будут нужнее там. Три года проработали1на Вахшской гидросистеме — пробивали Яванский тоннель. Как одного из передовых проходчиков, Еременко при­ няли там в ряды КПСС. Прослышал, что в Харькове начали строить метро. Стал мет­ ростроителем. Возглавил комплексную бригаду. Орден Трудового Красного Знаме­ ни, полученный за Харьковский метропо­ литен,— свидетельство того, что долг свой он выполнил на совесть. ' А тут весть о Байкало-Амурской магист­ рали. Вот где размах! К тому же выясни­ лось, что на БАМ требуются высококвали­ фицированные и опытные проходчики. Как было устоять? Еременко оказался в составе первого десанта, что высадился у подножия Байкаль­ ского хребта. Здесь, на Бурятском участке, предстояли самые тяжелые и ответственные трудовые битвы за будущую магистраль. Бурятская часть БАМа — это шестая часть всей трассы. Освоить же на ней предстояло почти треть капиталовложений БАМа. На отрезке в 524 километра необходимо было построить 14 больших да 570 средних и ма­ лых мостов, отсыпать в железнодорожное полотно 84 миллиона кубометров грунта, возвести город Северобайкальск, 9 железно­ дорожных станций и 22 разъезда. Но самую сложную задачу решал в Бу­ рятии многотысячный коллектив управле­ ния «БАМтоннельстрой». Ведь прежде, чем уложить стальное полотно, предстояло соо­ рудить шесть тоннелей, которые — по их значимости — стали называть ключами от БАМа. Без них просто невозможен был но­ вый Транссиб, и эти ключи Родина должна была получить без опоздания. Не сразу довелось Еременко испытать крепость своего характера на древних си­ бирских гранитных исполинах/ Поначалу пришлось взяться за топор. Прорубали про­ секи для насыпи, освобождали от леса. и кустарника место под будущий поселок Гоуджекит. Возвели столовую, .школу, ма­ газин, больницу, жилые дома. Первую ули­ цу назвали именем Ленина. Рос между хмурыми гольцами веселый и дерзкий поселок тоннельщиков двенадцато­ го отряда. Все глубже уходили в толщу Байкальского хребта железнодорожный тон­ нель и транспортно-дренажная штольня. Николай Андреевич знал, как нелегко да­ вался каждый метр. Гидрогеологические условия для горнопроходческих работ ока­ зались крайне сложными. На пути тоннель­ ных бригад встречалось большое количество разломов с интенсивными притоками напор­ ных подземных вод. Вечная мерзлота плюс суровая зима с пятидесятиградусными мо­ розами. В этих условиях надо было в сжа­ тые сроки пробить Байкальский тоннель протяженностью 6,7 километра. Вол^ и на­ стойчивость людей оказались крепче гра­ нита, сильнее пятидесятиградусиых моро­ зов. А Еременко между тем рубил бревенча­ тые дома, монтировал первый в здешних местах спортивный зал, выполняя обязанно­ сти сантехника и электрика. Поднятый по тревоге ночами, боролся с Последствиями снежных лавин, которые ломали многотон­ ные опоры линий электропередач, засыпали дороги и дома. Хорошо 'понимал, что все это не менее важно, чем прорубаться сквозь гранитную толщу, но все же... В марте 1978 года поехал в Нижнеан- гарск. Направлялся в партком и управление «БАМтоннельстроя» с твердым намерением дать понять, что пора вспомнить, что он, Еременко, прежде всего проходчик. Однако не успел переступить порог, как начальник управления Бессолов, восклик­ нул: — Заходите! Легки на помине! Мы тут вчера на парткоме вспоминали вас. Сади­ тесь. С бетонированием знакомы? Вопрос показался странным- — Приходилось. И на Вахте, и на Харь­ ковском метро. А, собственно, к чему это? Я ведь проходчик... — Знаю. Хорошо наслышан о ваших прежних делах. Но послушайте меня внима­ тельно, Николай Андреевич, и поймите. Проходка Байкальского тоннеля сегодня, можно смело сказать, отлажена достаточно четко. Все основные технологические задачи тут практически решены. А сейчас перед на­ ми встала новая и крайне сложная пробле­ ма: устройство постоянной бетонной обдел­ ки тоннеля. Для нашего управления это сейчас самый главный, самый важный этап работы. Надо и новейшую технику осваи­ вать, и людей учить, и на практике разра­ батывать и внедрять совершенно новую тех­ нологию бетонирования в меотных условиях. Словом, я хотел бы, чтоб взялись за это именно вы. Так главным делом Еременко стала за­ бота о том, чтобы одеть прорубленный в глубине Байкальского хребта тоннель в бе­ тонную рубашку. Причем одежда эта долж­ на быть красивой и надежной. Трудным и новым было все — и органи­ зация комплексной бригады бетонщикбв, и монтаж новейших передвижных металличе­ ских опалубок, и забота о бесперебойном снабжении стройматериалами, и правильная расстановка людей. Но главное, за что сра­ зу же взялся бригадир,— создание крепко­ го и дружного коллектива. Будет такой коллектив, считал Николай Андреевич,— лю­ бая самая сложная задача разрешима. А народ подобрался молодой. Из,сорока человек более половины, комсомольцы. Ре­ бята из самых разных уголков страны, са­ мых разных национальностей. Энергии — хоть отбавляй. Готовы и в огонь и в воду. Не хватало мастерства — учились друг у друга. 'Во всем пример подавал бригадир и все у него получалось красиво и просто. Не получается у кого,— ободрит, терпели­ во и настойчиво добивается, чтобы молодой бетонщик поверил в себя. Больше всего хлопот было с самой слож­ ной операцией по бетонированию свода тон­ неля, так называемой «забивкой замка». Это что-то вроде последнего куплета в пес­ не. Ошибся — все испортил. Прй «забивке замка» главное — не прозевать, не оставить пустоты. Поначалу выполнялась эта рабо­ та только при участии Еременко. Но шли дни, копился опыт, росло мастерство рабо­ чих и звеньевых. Скоро Виктор Тарасенко, Александр Чертовнков, Василий Тараненко, Александр 'Куликовский и другие члены бригады раскрыли все секреты «замка», ста­ ли укладывать бетон без малейшего изъяна, добиваясь почти полированной поверхно­ сти. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2