Сибирские огни, № 7 - 1983

жу, который сидел в диспетчерской и не видел, не слышал происходящего, приказал собирать людей. Сам попытался сбить за­ мок: нужно вывести автомобили из огня, иначе могут взорваться баки с бензином (обычно, оба бака у «Урала» залиты под завязку), загорится склад с маслом — он в метре от горящего бокса,— потом непре­ менно вспыхнут деревянные боксы. Если это случится, погибнут все автомобили и трактора — около 40 единиц техники. Замок был амбарный, не поддавался. Трос! Можно в петлю продеть трос, вы­ рвать бульдозером дверь. Но пока искал и тащил трос, металл бокса так накалился, что к двери было не притронуться. Не спа­ сали и рукавицы. Шайба взвизгнула страшно и затихла. Он понял, что счет теперь пошел на се­ кунды. Он бросился в кабину бульдозера. Взре­ вел дизель. Он правил на горящий бокс. В гараже собрались уже почти все рабо­ чие. Механизаторы пытались заводить ав­ томобили, выгонять за ворота технику. Но делалось это медленно, двигатели остыли. Остальные что могли сделать? Просто сто> яли и смотрели. Вся надежда была на него. ...Нож бульдозера ударил в угол бокса, оторвал лист металла. В дыру вырвалось пламя. — Склад! Масляный склад! Масло заго­ рится! — кричали в толпе. Он этого не -слышал. Но он и так знал, что делать,— горящие автомобили за тер­ риторию гаража! Но как? Бокс уже прев­ ратился в громадный костер. Загорелся и стоявший рядом настил с кучей старых по­ крышек. Но баки с бензином еще не взры­ вались. Электрики отключили свет, прожектора погасли. Труднее стало делать маневры, он очень боялся, что кто-нибудь из суетив­ шихся возле огня людей в дыму мог по­ пасть под гусеницу. И припаркованные ма­ шины можно задеть. Он попытался вытолкать горящий бокс вместе с содержимым на дорогу. Но сделать это мешали с одной стороны склад с мав- лом, с другой— склад с запчастями, с третьей — трансформаторная будка. ...Все же загорелись стена и крыша мас­ ляного Iсклада. Дымилась деревянная сте­ на склада с запчастями. Медлить нельзя! И тогда пришло единственно верное реше­ ние. Он добавил дизелю обороты, поднял вверх подвижной клык, что крейигея сзади чуть ниже бака с горючим, и задним хо­ дом стал вползать в гудяпгее пламя. Стали рваться баки с бензином. Все за­ таили дыхание. Теперь надежда только на мастерство бульдозериста. Если он срабо­ тает неточно, может загореться топливный бак бульдозера, в котором более пяти цент­ неров соляра. И что тогда будет — пред­ ставить страшно. Но он действовал хладнокровно и точно. Вот клык завис над двигателем «Урала» и вонзился в блок цилиндров... Через не­ сколько секунд бульдозер выбрался из ог­ ня и, круша забор, потащил объятую пла­ менем машину на занесенный сугробами пустырь. «Уазик» вытолкать было проще — осво­ бодилось место для маневра. Подоспевшая пожарная машина из дру­ гой организации залила пеной масляный склад. Через полчаса с пожаром справи­ лись окончательно. После этого он работал еще долго, тща­ тельно убирая остатки пожарища, готовя место для нового забора. Плотники уже на­ резали доски, стучали молотками — было решено до утра навести в гараже порядок. Лег спать он далеко за полночь. Уснул не сразу— огненные языки все плясали, пля­ сали перед глазами, а едва засыпал, вдруг казалось, что человек мелькнул в дыму пе­ ред гусеницей бульдозера... На другой день, как обычно, в семь утра он был уже на .работе. . ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ГНЕТ ЖЕЛЕЗО Так у нас в гараже называют Николая Боева, машиниста экскаватора высшего, шестого разряда. Среднего роста, он широк в плечах, очень силен. Прозвище получил после того, как на его экскаваторе согну» лась, не выдержав веса груженого ковша, металлическая ферма стрелы. Вины Нико­ лая не было, наоборот, беды не произошло (ковш мог упасть на автомобиль, в кото­ ром были люди), потому что Николай во­ время увидел начало деформации стрелы и в какую-то долю секунды сумел отвести ковш в сторону. Но прозвище появилось и осталось. Обычно медлительный, в кабине экска­ ватора он преображается. Руки на рычагах и ноги на педалях работают одновременно, движения их точны; в высшей степени ско­ ординированы. Пожалуй, иначе и нельзя. Драглайн — мощный экскаватор с длинной гибкой канатной связью стрелы и ковша — машина сложная, управление здесь требует особого искусства. Ведь болтающийся на тросах ковш имеет бесчисленное множест­ во степеней свободы, а им нужно грунт черпать (часто из-под воды) и очень точно выгружать в кузов самосвала. Не случайно тех, кто .работает на современных гидроэк- скаваторах с очень простым управлением, Николай зовет снисходительно «рычаж,ни­ ками». Конечно, машину свою знает доскональ­ но, ремонты и техуходы проводит быстро — а это особенно важно, так как слесарей у нас нет, работа делаетсд в полевых усло­ виях. Как многие сильные люди, он добр и не­ злопамятен. Помню, как один из нащих во­ дителей по невнимательности сбил с экс­ каватора компрессор. Но это полбедьи А беда в том, что он вину переложил на Ни­ колая. Тот не стал оправдываться перед механиком, молча исправил поломку, а много позже сказал: «Не ожидал я от него...» Мастерское владение машиной и высокая реакция помогли однажды выйти из опас­ ной ситуации. В то время он работал во Владивостоке, долбил тяжелым клином склон сопки под фундамент многоэтажки. В какой-то момент отказал тормоз, и экс­ каватор весом в несколько десятков тонн помчался вниз по улице. А впереди — трам-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2