Сибирские огни, № 7 - 1983
жу, который сидел в диспетчерской и не видел, не слышал происходящего, приказал собирать людей. Сам попытался сбить за мок: нужно вывести автомобили из огня, иначе могут взорваться баки с бензином (обычно, оба бака у «Урала» залиты под завязку), загорится склад с маслом — он в метре от горящего бокса,— потом непре менно вспыхнут деревянные боксы. Если это случится, погибнут все автомобили и трактора — около 40 единиц техники. Замок был амбарный, не поддавался. Трос! Можно в петлю продеть трос, вы рвать бульдозером дверь. Но пока искал и тащил трос, металл бокса так накалился, что к двери было не притронуться. Не спа сали и рукавицы. Шайба взвизгнула страшно и затихла. Он понял, что счет теперь пошел на се кунды. Он бросился в кабину бульдозера. Взре вел дизель. Он правил на горящий бокс. В гараже собрались уже почти все рабо чие. Механизаторы пытались заводить ав томобили, выгонять за ворота технику. Но делалось это медленно, двигатели остыли. Остальные что могли сделать? Просто сто> яли и смотрели. Вся надежда была на него. ...Нож бульдозера ударил в угол бокса, оторвал лист металла. В дыру вырвалось пламя. — Склад! Масляный склад! Масло заго рится! — кричали в толпе. Он этого не -слышал. Но он и так знал, что делать,— горящие автомобили за тер риторию гаража! Но как? Бокс уже прев ратился в громадный костер. Загорелся и стоявший рядом настил с кучей старых по крышек. Но баки с бензином еще не взры вались. Электрики отключили свет, прожектора погасли. Труднее стало делать маневры, он очень боялся, что кто-нибудь из суетив шихся возле огня людей в дыму мог по пасть под гусеницу. И припаркованные ма шины можно задеть. Он попытался вытолкать горящий бокс вместе с содержимым на дорогу. Но сделать это мешали с одной стороны склад с мав- лом, с другой— склад с запчастями, с третьей — трансформаторная будка. ...Все же загорелись стена и крыша мас ляного Iсклада. Дымилась деревянная сте на склада с запчастями. Медлить нельзя! И тогда пришло единственно верное реше ние. Он добавил дизелю обороты, поднял вверх подвижной клык, что крейигея сзади чуть ниже бака с горючим, и задним хо дом стал вползать в гудяпгее пламя. Стали рваться баки с бензином. Все за таили дыхание. Теперь надежда только на мастерство бульдозериста. Если он срабо тает неточно, может загореться топливный бак бульдозера, в котором более пяти цент неров соляра. И что тогда будет — пред ставить страшно. Но он действовал хладнокровно и точно. Вот клык завис над двигателем «Урала» и вонзился в блок цилиндров... Через не сколько секунд бульдозер выбрался из ог ня и, круша забор, потащил объятую пла менем машину на занесенный сугробами пустырь. «Уазик» вытолкать было проще — осво бодилось место для маневра. Подоспевшая пожарная машина из дру гой организации залила пеной масляный склад. Через полчаса с пожаром справи лись окончательно. После этого он работал еще долго, тща тельно убирая остатки пожарища, готовя место для нового забора. Плотники уже на резали доски, стучали молотками — было решено до утра навести в гараже порядок. Лег спать он далеко за полночь. Уснул не сразу— огненные языки все плясали, пля сали перед глазами, а едва засыпал, вдруг казалось, что человек мелькнул в дыму пе ред гусеницей бульдозера... На другой день, как обычно, в семь утра он был уже на .работе. . ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ГНЕТ ЖЕЛЕЗО Так у нас в гараже называют Николая Боева, машиниста экскаватора высшего, шестого разряда. Среднего роста, он широк в плечах, очень силен. Прозвище получил после того, как на его экскаваторе согну» лась, не выдержав веса груженого ковша, металлическая ферма стрелы. Вины Нико лая не было, наоборот, беды не произошло (ковш мог упасть на автомобиль, в кото ром были люди), потому что Николай во время увидел начало деформации стрелы и в какую-то долю секунды сумел отвести ковш в сторону. Но прозвище появилось и осталось. Обычно медлительный, в кабине экска ватора он преображается. Руки на рычагах и ноги на педалях работают одновременно, движения их точны; в высшей степени ско ординированы. Пожалуй, иначе и нельзя. Драглайн — мощный экскаватор с длинной гибкой канатной связью стрелы и ковша — машина сложная, управление здесь требует особого искусства. Ведь болтающийся на тросах ковш имеет бесчисленное множест во степеней свободы, а им нужно грунт черпать (часто из-под воды) и очень точно выгружать в кузов самосвала. Не случайно тех, кто .работает на современных гидроэк- скаваторах с очень простым управлением, Николай зовет снисходительно «рычаж,ни ками». Конечно, машину свою знает доскональ но, ремонты и техуходы проводит быстро — а это особенно важно, так как слесарей у нас нет, работа делаетсд в полевых усло виях. Как многие сильные люди, он добр и не злопамятен. Помню, как один из нащих во дителей по невнимательности сбил с экс каватора компрессор. Но это полбедьи А беда в том, что он вину переложил на Ни колая. Тот не стал оправдываться перед механиком, молча исправил поломку, а много позже сказал: «Не ожидал я от него...» Мастерское владение машиной и высокая реакция помогли однажды выйти из опас ной ситуации. В то время он работал во Владивостоке, долбил тяжелым клином склон сопки под фундамент многоэтажки. В какой-то момент отказал тормоз, и экс каватор весом в несколько десятков тонн помчался вниз по улице. А впереди — трам-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2