Сибирские огни, № 7 - 1983

новоселами дома и благополучно прибыл на место. Передислокацией башенных кранов зани­ мается специальное управление. Но не было времени ждать, пока монтажники Новоси­ бирска откликнутся на заявку. Да и неиз­ вестно, как бы они поступили: возможно, демонтировали бы кран, перевезли по ча­ стям, а потом вновь смонтировали. А это долгое дело. Предварительно вместе с ин­ женерами Вейс составил необходимые рас­ четы. Хотя, конечно, риск здесь имел место. Ведь он делал чужую работу, от которой, с формальной точки зрения, мог отказаться. Для его учеников это был наглядный урок глубоко профессионального отношения к работе. А вообще-то, Вейс, скорее, не исключи­ тельный, а типичный строитель. Таких на­ дежных специалистов у нас много. На них все и держится. Я был бы не до конца искренен, если б сказал: все в бригаде идет гладко, все вре­ мя вперед и вверх. Спору нет, на Доске по­ казателей этот коллектив либо первый, либо в числе первых. Процент выработки — 150—200. Но цифры не всегда точно отра­ жают течение жизни. Вот и в жизни брига­ ды весной 1981 года произошел случай который явился для коллектива серьезным испытанием. Известно, что комплексная бригада пото­ му так и называется, что работают здесь люди разных профессий, умеющие вместе вести все строительные работы. Но вот каменщики решили выделиться из бригады. Мотив тех, кто объяснялся с бригадиром и повел звено за собой, звучал так: «Каменщи­ ки работают больше, чем остальные. Их вклад в общую копилку — наивысший. А получают как все, то есть меньше фак­ тически заработанного». В результате этого неприятного для всех его участников разговора, пришли к обще­ му согласию: каменщики будут работать самостоятельно. Дальше события развивались так: отде­ лившиеся выбрали себе старшего и стали отдельный'наряд вести, где учитывали бук­ вально все виды выполненных работ, даже мелочевку, что раньше не очень-то прини­ мали во внимание. Собрали поддон кирпи­ ча — записали, убрали мусор — записали, вбили десяток гвоздей в леса — записали... Они не знали, что Вейс параллельно вел, как всегда, единый наряд. Через1две неде­ ли оказалось, что каменщики явно «про­ горают» в зарплате. Их старшой, классный каменщик-виртуоз, который хорошо мог ор­ ганизовать свой труд, не может подгото­ вить фронт работ товарищам. Соединились. И ни Вейс, ни монтажники, | по адресу которых от каменщиков .было много упреков, ни разу, ни словом, ни на­ меком не дали понять, что имеют что-то против тех, кто еще недавно коро смотрел в и г сторону. Внутренне коллектив изме­ нился, как раствор, в который добавили изрядную порцию цемента высокой пробы. Один из его учеников сказал: «Он спиной чувствует, что делается на монтажной пло­ щадке и что с человеком творится». Совсем не случайно стал Вейс в строи­ тельном деле мастером. ® Новосибирске Виктор Федорович Вейс построил двести домов. Свою третью сотню разменял уже здесь, на БАМе. Но поду­ малось: главное — это то, что он построил в сердцах учеников и что называется уме­ нием достойно жить и честно делать свое дело. ОБЫЧНОЕ Д Е ЛО До чего хороший месяц — март. Ночью мороз еще опускает столбик термометра до отметки минус тридцать. А днем дорога на подъемах уже подтаивает, воздух дела­ ется мягким, чувствуется волнующий' терп­ кий запах лиственницы, багульника, кото­ рому уже недолго ждать своего цветения. Одним словом, скоро весна. Мотор гудит мощно. Машина, словно об­ радовавшись, что от нее отстегнули нако­ нец-то этот длинный прицеп, резво берет подъем. Олег Цвиренко опустил стекло. Ветер приятно ласкает лицо. Скоро'с сопок начнет сползать снег, и в начале мая они станут сиреневыми от распустившегося ба­ гульника. И тогда через ветровое стекло двтомобиля можно наблюдать такую пано­ раму: сиреневое с зеленым на ближних соп­ ках (это первый план), синее со снежно­ белым на втором плане (это горы), и над всем этим пронзительно голубое бездонное небо. Ах, до чего хороша картина! Он подумал, что летний здешний пей­ заж чем-то напоминает кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он всегда искал сходство между тем, что видел в жизни, и тем, что показывают в кино. Особенно ему нравились фильмы про шоферов и гонщиков. Про шоферов боль­ ше: тогда легче сравнивать технику и ситу­ ации. И взвешивать, как бы он выпутался из таких же дорожных передряг. Днем он водитель, а вечером киномеха­ ник в клубе СМП «Новоеибирскбамстрой». Хорошо, что машина в своих руках,— он сам привозит фильмы, предварительно вы­ брав, конечно, по своему вкусу. Иногда ему думается: и он, пожалуй, смог бы так быстро промчаться на спортив­ ном по трассе автогонок. А вот смогли бы гонщики ходить по здешним дорогам так же надежно, как бамовские водители? Здесь ведь надеяться не на кого: в тайге, случись что, нет ни техлетучек, ни механи­ ка с набором запчастей и советов, ни штур. мана под рукой. Здесь справа пропасть, сле­ ва скалы, или наоборот. По такой дороге, когда машина нагружена до предела, не разгонишься. Вот вчера. Он вез из Бриакана железо. Прошел уже полпути, когда с левого коле­ са прицепа срезало шпильки и разбило ба­ рабан. С трудом дотянул до вагончиков мостоотряда, отцепился, съездил за новым барабаном, чтобы поставить прицеп на ко­ лесо и пригнать груз домой. Работы, как он считал, было на два-три часа. Плюс дорога. Вечером, как всегда, он встретит свою Маришку. Они пойдут в об­ щежитие, будут пить чай и мечтать о том, как славно заживут, когда поженятся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2