Сибирские огни, № 7 - 1983
ях. Накануне Баталов живо обсмждал со Сторчаком повестку дня, возможные пово роты прений, варианты резолюции. Но на собраниях старался говорить как можно меньше. Хотелось, чтобы молодые сами на ходили верные решения общих проблем: «Как утвердить в СМП корчагинский дух?» «О патриотическом движении «Я — хозя ин стройки!» «О борьбе с простудными заболевания ми». «О ходе строительства столовой». «Об озеленении поселка». Позже Баталов в разговорах с членами различных комиссий, журналистами будет подчеркивать два фактора, определяющих успех СМП на всех стадиях работы: боевой комсомольский Дух коллектива и прочная связь с городом-шефом Новосибирском, ко торая обеспечила стабильное материально- техническое снабжение стройки. Видите как: энтузиазм комсомольцев он расценивал как материальную силу. В самом деле, ведь не все комсомольцы первого отряда владели строительными спе циальностями. Но зато многие до приезда на БАМ работали на больших промышлен ных предприятиях Новосибирска, имели де ло со сложными деталями и конструкциями, как говорится, «микроны ловили». Свой опыт и знания, культуру труда крупных за водов и привнесли ребята в строительное дело. Если профессиональный строитель подчас не обратит внимания на какой-то зазор, парни подгоняют точность до милли метров, они не считают возможным рабо тать иначе. Возьмем во внимание и то, что у большинства из них — среднее, сред нее техническое и даже высшее образование, высшая квалификация по бывшей специаль ности. Александр Немов раньше работал слеса рем на заводе гражданской авиации, был рационализатором. А здесь пришлось осва ивать новое, плотницкое дело. Не ладилось только поначалу. Но пора сбитых в кровь пальцев прошла скоро, а потом, благодаря остроумному предложению Александра, производительность труда бригады подня лась в ,2—3 раза. Он придумал раму (ребя та говорили — «приладу»), которая позво ляла на земле собирать стену дома из не скольких щитов. Сборка в этом случае ве дется быстро, а главное, надежно и точно. А раньше стену собирали, как рекомендова лось в инструкции, в вертикальном положе нии, что, конечно же, гораздо труднее. Или вот еще пример. Вскоре после нача ла работ на станции в адрес новосибирцев стали прибывать вагоны с различными гру зами. Поток грузов. Чаще всего они посту пали вечером. Тогда поднимали на ноги всех, кто был свободен. Однажды бригада во главе со Сторчаком отправилась на . разгрузку вагонов прямо из-за праздничного стола, когда до наступления Нового года оставалось соврем немного. На первых порах механизмов не- хватало, выгружали вручную. Но и здесь выручала смекалка. Как-то пришли вагоны со щитами для сборных домов. Крана не было, а сбра сывать щиты на землю с высокой насыпи нельзя. Парни сидели, думали. И тут уви дели рядом с полотном кучу щебня, до нее было метров сто. Дружно налегли на вагон, подкатили его к. той куче, подставили доски, и поехали щиты сначала на щебень, а с него прямо в кузов машины. Как только установили и обустроили ва гончики для жилья, ребята дали названия первым «улицам»: Бамовская, Надежды, Строительная и, конечно,— Новосибирская. С приходом техники началась круглосуточ ная работа по засыпке болота, на месте которого предполагалось возвести котель ную, а через год — спортивный комплекс. Но вот уже построили теплотрассу, полу чили современное полуавтоматическое оборудование для котельной, а готов был /только ее фундамент. Тогда решили вести технологический монтаж параллельно с воз- .ведением стен. Непрерывно, в три смены, при свете прожекторов. В то же самое время строились здания общежития и столовой. Напряжение страш ное. Ребята осунулись, обросли бородами: бриться некогда Только глаза светятся каким-то особенным блеском. Но потом они будут вспоминать эти дни, как самые счаст ливые в своей биографии. Жили одной семьей, коммуной, где общим было все: работа, стол, одежда, деньги... Планерки проводились в полночь, потому что работали допоздна, и только к этому времени подводились итоги прошедшего дня, вырисовывались пределы возможного на завтра. Баталов к планерке готовился, по своему обыкновению, тщательно и очень сердился, если кто-то из мастеров не обе спечивал фронт работ. Самое сильное ругательство у Баталова — бессовестный. — Вы бессовестный человек! Если люди готовы трудиться изо всех сил, то почему вы можете позволить себе расслабиться! Вы в этом случае должны работать по трид цать часов в сутки! Ему не нужны были простые, даже Добро совестные исполнители. Ему нужны были люди, которые разделяли его точку зрения. Часто на планерку он приглашал бригады в полном составе, чтобы получить активных единомышленников. Ложился спать он далеко за полночь, пер вую сигарету выкуривал в шесть утра. За окнами вагончиков раздавалось легкое покашливание, все знали: главный инженер начинает утренний обход своих владений. Первые морозы дали о себе знать в октяб ре, когда котельная была уже «на подходе», но еще не работала. Тогда Баталов и но чами обходил вагончики, стучался, изви нялся: — Парни, пусть будет прохладно, но не будет пожара — не включайте больше од ного калорифера. Потерпите немного, скоро и у нас будет свое тепло. Немного потер пите... Но выдержали не все. Осенью некоторые уехали На планерках, собирающих весь коллектив, Баталов говорил: «Парни, не переживайте, так и должно быть: это пыль, шлак отлетает. Но зато вы — сплав высо кой пробы». Баталов не дал повода усомниться в тре звости своих расчетов. Он заботился об этих усталых, измотанных тяжелой работой парнях, которым не мог, не имел права дать передышку, и заботился как о своих детях. Доставал им теплые одеяла, электроплитки и калориферы, заботился о еде, одежде,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2