Сибирские огни, № 7 - 1983
Но врт он заговорил. Ушло с лица на пряжение, внимательность и сосредоточен-, ность сменились любовью и нежностью, которые проявились в улыбке, во взгляде, в интонациях — он не мог и, наверное, не хотел скрывать теплоту и благодарность, которую испытывал к своим товарищам. — Это был трудный год. Парни много пережили. Но именно поэтому и образовал ся работоспособный коллектив, ядро кото рого составляют комсомольцы. Сегодня это наш главный итог. Ребята горели желани ем сделать свое дело лучше, чем соседи, и тем доказать, что сюда приехали достойные посланцы нашего города. Посмотрите на эмблему поезда — в ней, как в гербе Но восибирска, ярким символом выделяется зажженный факел. Комсомольцы наши здесь, на БАМе, проявили себя как продолжатели революционных, боевых и трудовых тради ций своего народа! Много позже я встретился с А. И. Маш ковым, главным инженером треста «Оргтех- строй». Анатолий Иванович — в его оцен ках счастливо сочетаются эмоциональность и трезвость — знает Баталова много лет. По заданию Новосибирского обкома пар тии и облисполкома бывал у нас в Березо вом, о здешних условиях и специфике работы знает не понаслышке. Он считает: — Не будь Баталова, не состоялось бы в 1978 году рождение СМП «Новосибирск-, бамстрой»: без такого вожака ребята по мерзли бы неделю-другую и к зиме разбе жались. И пришлось бы на следующий год все начинать сначала. Каков же он, Баталов, в жизни и в деле? Представление о нем складывалось V ме ня постепенно, из отдельных штрихов его. биографии, добытых в разное время при помощи ли обычного интервью, в разговорах ли со знающими людьми.1 1 ...1 мая 1978 года. Демонстрация в Ног восибирске. В праздничной колонне на Красном проспекте начальник СМУ-8 тре ста «Новосибирскжилстрой-2» Р. Б. Пред- теченский разыскал главного инженера то го треста В. М. Баталова. Он мог бы прий ти к нему с разговором сразу после празд ника, но дело казалось неотложным. И после взаимных приветствий и поздрав лений Предтеченский сказал: — В городе формируется новый строи тельно-монтажный поезд для Восточного БАМа. Будем строить вокзал и поселок же лезнодорожников. Мне предложили воз главить поезд. Должность главного инжене ра вакантна. Хочу просить обком партии рассмотреть твою кандидатуру. Честно го воря, ситуация не простая. Москва просит уже в этом году создать и закрепить отряд на БАМе, а времени на подготовительный период практически нет. Так что многое зависит от того, как мы с тобой за дело возьмемся. Предтеченский и сам не заметил, как про< изнес эти слова — мы с тобой. Как будто все' уже решилось. И после паузы... Нет, паузы не было. Баталов ответил сразу: . Я поеду! .,. Так он стал главным инженером СМИ «Новосибирскбамстрой». Недаром говорят, что случай идет навстречу тому, кто его ищет. Он давно мечтал о новом деле — как тогда, перед назначением в Левые Чемы, или перед длительной командировкой в одну африканскую страну, потом в дру гую... Правда, вслух об этом не говорил ни друзьям, ни тем более жене, Римме Бори совне. Все-таки к пятидесяти идет, а в эти годы солидность, прочность положения це нятся больше всего. Только у настоящего строителя свои понятия о профессиональном росте. Итак, впереди была земля неизвестная с названием поселок Березовый, были проек ты жилья для железнодорожников в виде стандартных двух- и пятиэтажных домов и оригинальный проект нестандартного вокзала новосибирского архитектора лауре ата премии Ленинского комсомола Влади мира Авксентюка. Кроме того, проекты об щеобразовательной школы на 1176 мест, Дома Советов, музыкальной школы, торго вого центра... Не хватало главного — времени. На БАМе надо было высадиться до наступ ления осенних холодов, чтобы успеть по строить временный поселок для основного контингента строителей. Но на него не было еще документации, не было технического и материального обеспечения первого отряда. А промедление в полмесяца, в месяц делало задачу закрепления «десанта» практически невыполнимой. Это означало бы потерю года... На призыв обкома комсомола откликну лись представители всех районов Новоси бирска. Парни и девушки приходили с такими заявлениями: «Хочу участвовать в стройке века», «Мои родители возводили Комсомольск-на-Амуре, я хочу проложить к этому городу железную магистраль», «Хо чу проверить себя в большом, настоящем деле». В обком пришло около трехсот доброволь цев. А для первого отряда нужно было отобрать несколько десятков, причем только парней. Все решалось в личном разговоре с каж дым кандидатом. В собеседовании участ вовали Предтеченский, Баталов, заведую щий отделом рабочей и сельской молодежи обкома Юрий Харламов и будущий плотник и комсорг СМП Анатолий Сторчак, который еще недавно работал инженером, секрета рем комитета ВЛКСМ завода «Сибсельмаш». Иногда, при прочих равных качествах, ре шающую роль играло то душевное состоя ние, с которым человек приходил в обком комсомола. В этом случае Баталов руковод ствовался принципом; который его никогда не подводил: в тяжелых обстоятельствах нужнее человек неравнодушный и совест ливый — пусть даже и менее опытный, чем холодный профессионал, -которого мало за ботят интересы коллектива. С первого взгляда запомнились Володя Поляков, Александр Немов, Владимир Ту лин, Василий Селиванов... В их заявлениях были простые и высокие слова: «Готовы выполнять любые задания». Забегая вперед, можно сказать: на БАМе их труд отмечен правительственными и комсомольскими на градами. Именно такие парни и девушки оказались в числе тех, про которых Бата
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2