Сибирские огни, № 5 - 1983
Бурный процесс обновления вековых укладов жизни происходил в 20—30-е годы в бурятском улусе и русской деревне. Благодаря разви тию кооперации, затем в 30-е годы коллективизации крестьянских хозяйств, строительству совхозов и машинно-тракторных станций была осуществлена социалистическая реконструкция сельского хозяйства. Вместо ста тысяч мелких индивидуальных крестьянских хозяйств появи лись крупные социалистические —колхозы и совхозы, а на полях отны не работали тракторы, комбайны, и другие сельскохозяйственные ма шины. Руководя колхозным движением, Коммунистическая партия учиты вала своеобразие хозяйства, быта, традиций бурятских и местных рус ских крестьян. Коллективизация сельского хозяйства Бурятии, проведен ная на основе общих закономерностей, имела специфические особенности, которые обогатили общий опыт социалистического строительства. Благо даря огромной помощи государства подавляющее большинство бурят ских крестьян перешло от полукочевого образа жизни к оседлому. Были преодолены остатки феодально-патриархальных отношений, ликвидиро ваны феодально-кулацкие эксплуататорские слои. Колхозная жизнь создала условия для развития сельскохозяйственного производства, подъема материального благосостояния и культурного уровня крестьян. Колхозно-совхозный строй выдвинул таких умелых организаторов и ру ководителей крупного социалистического хозяйства, как Ю. Ж. Бадмаев, Б. Ц. Банзаракцаев, И. П. Иванов, П. Д. Махутов, О. М. Маринов, Д. Д. Очиров, Ц. Д. Семенов, А. И. Шубин и другие. Из среды бывших кресть ян — бедняков и середняков выросли многочисленные передовики колхоз ного производства, мастера земледелия и животноводства. За большие успехи в труде еще в 1936 году были награждены орденами Союза ССР М. И. Аржутова, А. А. Атенов, Б. Болотов, Д. К: Гашунов, А. Г. Мясни кова, Э. С. Санжиев, Д. Ж. Эрдынеева и другие. Неотъемлемой составной частью социалистического строительства явилась культурная революция, революция в сознании и, идеологии лю дей. За короткий период в Бурятии была организована система партий ного просвещения и политической агитации, создана республиканская печать, налажено издательское дело, развернута работа по ликвидации неграмотности. В результате огромной работы партии в довоенные годы в Бурятии была создана широкая сеть школ, в том числе, по существу впервые в истории,— подлинно национальная бурятская школа, осуществлено все общее начальное и в значительной мере — семилетнее обучение, ликви дирована неграмотность. Повысился культурно-технический уровень рабочих, колхозников и служащих. Появилась разветвленная сеть куль турно-просветительских учреждений: клубов, домов культуры, библио тек, изб-читален, домов бурятки, красных чумов, кинотеатров и передви жек и т. д. В бурятском улусе эти очаги культуры появились только в советское время. Большое значение для развития культуры, в духовном, социальном прогрессе бурятского народа вообще имело создание общенациональной письменности, литературного бурятского языка. Культурное строительство в республике проходило в обстановке острой классовой борьбы, в процессе преодоления сопротивления эксплу ататорских элементов и их идеологов — буржуазных националистов, которые выступали за национальную феодально-клерикальную культуру Востока (Б. Барадин, П. Данбинов), а также национальных нигилистов и вульгарных социологов, отрицавших возможность использования эле ментов демократической культуры народа для создания нового искусства (С. Ширабон). Становление и формирование советской художественной культуры бурятского народа происходило в соответствии с ленинскими идеями, на основе использования демократических элементов и традиций народной культуры, освоения опыта передовой русской культуры, творческого осво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2