Сибирские огни, № 5 - 1983

Бурный процесс обновления вековых укладов жизни происходил в 20—30-е годы в бурятском улусе и русской деревне. Благодаря разви­ тию кооперации, затем в 30-е годы коллективизации крестьянских хозяйств, строительству совхозов и машинно-тракторных станций была осуществлена социалистическая реконструкция сельского хозяйства. Вместо ста тысяч мелких индивидуальных крестьянских хозяйств появи­ лись крупные социалистические —колхозы и совхозы, а на полях отны­ не работали тракторы, комбайны, и другие сельскохозяйственные ма­ шины. Руководя колхозным движением, Коммунистическая партия учиты­ вала своеобразие хозяйства, быта, традиций бурятских и местных рус­ ских крестьян. Коллективизация сельского хозяйства Бурятии, проведен­ ная на основе общих закономерностей, имела специфические особенности, которые обогатили общий опыт социалистического строительства. Благо­ даря огромной помощи государства подавляющее большинство бурят­ ских крестьян перешло от полукочевого образа жизни к оседлому. Были преодолены остатки феодально-патриархальных отношений, ликвидиро­ ваны феодально-кулацкие эксплуататорские слои. Колхозная жизнь создала условия для развития сельскохозяйственного производства, подъема материального благосостояния и культурного уровня крестьян. Колхозно-совхозный строй выдвинул таких умелых организаторов и ру­ ководителей крупного социалистического хозяйства, как Ю. Ж. Бадмаев, Б. Ц. Банзаракцаев, И. П. Иванов, П. Д. Махутов, О. М. Маринов, Д. Д. Очиров, Ц. Д. Семенов, А. И. Шубин и другие. Из среды бывших кресть­ ян — бедняков и середняков выросли многочисленные передовики колхоз­ ного производства, мастера земледелия и животноводства. За большие успехи в труде еще в 1936 году были награждены орденами Союза ССР М. И. Аржутова, А. А. Атенов, Б. Болотов, Д. К: Гашунов, А. Г. Мясни­ кова, Э. С. Санжиев, Д. Ж. Эрдынеева и другие. Неотъемлемой составной частью социалистического строительства явилась культурная революция, революция в сознании и, идеологии лю­ дей. За короткий период в Бурятии была организована система партий­ ного просвещения и политической агитации, создана республиканская печать, налажено издательское дело, развернута работа по ликвидации неграмотности. В результате огромной работы партии в довоенные годы в Бурятии была создана широкая сеть школ, в том числе, по существу впервые в истории,— подлинно национальная бурятская школа, осуществлено все­ общее начальное и в значительной мере — семилетнее обучение, ликви­ дирована неграмотность. Повысился культурно-технический уровень рабочих, колхозников и служащих. Появилась разветвленная сеть куль­ турно-просветительских учреждений: клубов, домов культуры, библио­ тек, изб-читален, домов бурятки, красных чумов, кинотеатров и передви­ жек и т. д. В бурятском улусе эти очаги культуры появились только в советское время. Большое значение для развития культуры, в духовном, социальном прогрессе бурятского народа вообще имело создание общенациональной письменности, литературного бурятского языка. Культурное строительство в республике проходило в обстановке острой классовой борьбы, в процессе преодоления сопротивления эксплу­ ататорских элементов и их идеологов — буржуазных националистов, которые выступали за национальную феодально-клерикальную культуру Востока (Б. Барадин, П. Данбинов), а также национальных нигилистов и вульгарных социологов, отрицавших возможность использования эле­ ментов демократической культуры народа для создания нового искусства (С. Ширабон). Становление и формирование советской художественной культуры бурятского народа происходило в соответствии с ленинскими идеями, на основе использования демократических элементов и традиций народной культуры, освоения опыта передовой русской культуры, творческого осво

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2