Сибирские огни, № 5 - 1983
Бурятия была краем ссылки и каторги. Царское правительство, эксплуа таторские классы России не были заинтересованы в развитии хозяйства и культуры бурятского народа. В дворянско-буржуазной историографии буряты, как и другие «инородцы» Сибири, относились к народам, не способным к самостоятельному историческому творчеству, а могущим быть лишь объектами этнографических интересов. Но царизм был бес силен остановить взаимное сближение народов. Потому что была вто рая Россия, восставшая против всяческого насилия и гнета, в том числе и национального, делавшая все возможное для освобождения много численных народностей. Несмотря на преследование царизмом культуры и языка, несмотря на господство феодально-клерикальной культуры, бурятский народ созда вал демократическую культуру. Об этом свидетельствуют богатое устно поэтическое творчество бурят, народные песни и танцы, произведения народно-прикладного искусства. И в дореволюционное время они вызы вали большой интерес деятелей культуры России. Не случайно материа лы по быту и культуре бурят демонстрировались на первой Всероссий ской этнографической выставке 1867 г. Бурятские коллекции имелись в таких музеях, как этнографический музей Российской Академии Наук, Румянцевский музей, Дашковский этнографический музей, Русский му зей... Уже для А. Н. Радищева была ясна основная причина многовеко вой отсталости многочисленный народов России. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому существу состояние»,— писал он. Традиции Радищева нашли свое продолжение и развитие в деятель ности декабристов, в программе которых видное место занимал лозунг освобождения всех народов России. С особой благодарностью и признательность!о чтят декабристов в Бурятии, где,находились в политической ссылке А. Н. Муравьев, Е. П. Оболенский, К. П. Торсон, братья М. А. и Н. А. Бестужевы, А. И. и П. И. Борисовы, В. К. и М. К. Кюхельбекеры, Ю. К. Люблинский, а также В. С. Толстой, М. Н. Глебов, И. Ф. Шимков и Я. М. Андреевич. Среди иркутских бурят жили на поселении такие видные деятели декабристского движения, как В. Раевский, М. Лунин, С. Волконский, М. Трубецкой и другие. Они внедрили в среду местного русского и бурятского населения просвещение, вели революционно-просветительскую деятельность, кото рая оставила заметный след в истории края. Они первыми с демократи ческих позиций подошли к изучению края, особенностей быта, обычаев, нравов, верований бурят. Статьи и очерки Н. А. Бестужева «Бурятское хозяйство», «Забайкальское хозяйство», «Гусиное озеро», воспоминания, дневники и многочисленные письма декабристов представляют собой начало подлинно передовых научных знаний о Бурятии. Литература де кабристов сразу же приобрела общерусское звучание. Благодаря этому Бурятия впервые оказывается вовлеченной в орбиту общероссийских проблем, становится темой изучения и объектом благотворного воздейст вия на нее русского революционного освободительного движения. Все это как эстафета, как завещание перейдет последующим поколениям русских феволюционеров-интернационалистов, станет прочной традицией передовой демократической культуры России в ее отношениях ко всем малым народам русского государства. Доржи Банзаров был один из первых ученых «инородческого» мира. На следующих этапах истории эта традиция найдет свое дальнейшее, в ряде случаев блестящее, продолжение в жизни и судьбах новых поколе ний бурятских ученых, культурных и общественно-политических деяте лей: Г. Гомбоева, Н. С. Болдонова, Б. Норбоева, Ц. Онгодова, М. Н. Хангалова, Ц. Ж. Жамцарано, М. Н. Богданова, Г. Ц. Цыбикова и дру гих. Они являлись питомцами и последователями таких видных русских прогрессивных деятелей, как А. П. Щапов, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ольден бург, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев. Наиболее существенное влияние на развитие политического самосоз нания и культуры Бурятии оказал третий этап революционного движения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2