Сибирские огни, № 5 - 1983
пусть ищут другого человека. Не поймут здесь — пойду в областной комитет... Иначе не выдержу, останусь инвалидом, калекой». И вдруг сам испугался этих мыслей. «Да это же дело твоей жизни! Куда ты без него? Ты — член пар тии, а думаешь, как дезертир. Разве хоть раз отступил ты на фронте? А здесь тот же фронт, твоя родная земля. И ты за нее в ответе. Ты, и никто другой. Как ты можешь доверить кому-то другому свой колхоз, который нуждается в тебе?» Как будто двойник сидел рядом с Дамбой и говорил ему эти суро вые слова. «Если отступишь, уйдешь, вывод будет один — ты дезертир. Ты из менил слову, делу всей своей жизни!» Дамба даже засмеялся: «Ишь ты, какой, однако, строгий...» Не за метил, как проговорил эти слова вслух и даже оглянулся: «Хорошо, никого нет рядом». А машина мчалась вперед. Позади остались и лог Юрьев-Жалга и падь Саган-Хунды, налево поблескивала широкая водная гладь юрского искусственного водохранилища. Дамчеев, остановив машину, пошел в сторону озера. «Весенняя вода большая. Как там наша плотина выдерживает такой напор?» Вороны, сидевшие на берегу, закаркали, зашумели, закружились, будто ругали человека, потревожившего их. С верховьев Юро потянуло свежим ветерком. Взошло солнце. И тут же над полями, лугами, над степью зазвучали серебряные трели жаворонков. А с южного берега водохранилища, с Бухэ-Балгинского хошуна *, донесся звонкий голос кукушки. О злом батыре Бухэ-Балга, о его хошуне издавна существовала легенда. Дамба помнил ее с детства. Бухэ-Балга, рассказывали, обладал недюжинной силой. Грудная клетка у него была не из ребер, а из одной сплошной кости. Сильным был Бухэ-Балга, но недобрая слава шла о его силе, рассказывают, был он плохим человеком. Пользуясь своей силой, он угонял из дальних и ближних мест табуны лошадей, из которых выбирал самого жирного жеребенка для тайлагана 1 2, забивал его, варил в большом котле и всего съедал один. Но самое плохое было в том, что забивал он лошадь запрещенным способом, резал, как буряты режут барана. Большим грехом это считается у бурят. Наконец терпение у людей лопнуло и стали они думать, как уничтожить Бухэ-Балгу. А как это сделаешь, когда грудь его — одна сплошная кость? Думали, думали и, наконец, додумались. Сообразили, что должна ведь где-то быть у него дыра в груди. И решили выпытать они этот секрет у жены Бухэ-Балги. Гово рят ей: «Твой муж — не человек. У него, видно, никакой дыры нет в груди... Вот смех-то!..» Всполошилась жена Бухэ-Балги: «Как это мой муж — не человек? Человек он! И дыра у него есть, как у всех людей — под мышкой!» Наивной была жена Бухэ-Балги и этим помогла людям. Когда Бухэ-Балга пригнал очередной косяк лошадей и стал готовить ся к тайлагану, люди пришли к хошуну, где он жил. И когда богатырь поднял руку, чтобы зарезать лошадь запрещенным способом, люди воткнули ему нож под мышку и победили его. Но, умирая, Бухэ-Балга страшными словами проклял людей: «Пусть ваши озера и реки повы- сохнут, а человеческий возраст пусть не достигнет моего. В двери ваших домов пусть прокричит злая птица-вещунья, а из труб домов ваших пусть не выходит дым. Пусть уменьшится количество вашего скота, а отцы и матери ваши не доживут до своих преклонных лет». Так проклял он людей и умер. А потом в его костяной груди, расска зывают, голодная волчица вывела своих волчат... Пока не было плотины, на горе, где Бухэ-Балга совершал шаман 1 X о ш у н — выступ горы. 2 Т а й л а г а в — шаманское молебствование с жертвоприношениями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2