Сибирские огни, № 5 - 1983
— Что поделаешь, лежу вот... в ожидании своего последнего дня,— проговорил отец и вытер тонкими пальцами выступившие слезы. — Бальжинима, а Бальжинима, ты всегда просил, чтобы я привез показать тебе сына. Вот, смотри,— и дядя Очир подозвал Даба-Жал- сана, стоявшего робко у дверей. — О, какой славный мальчик! С отцом на коне приехал,— улыб нулся мой отец.— Как зовут тебя? — Даба-Жалсан... — Да, сын твой хороший, настоящий казацкий сын, Очир. Я рад за тебя,— И, говоря это, отец знаком подозвал меня. Когда я подошел, отец мой Бальжинима сказал своему другу Очиру: — Мы с тобой прошли огонь войны. Наши стремена были всегда рядом. Не раз спасали мы друг друга от гибели... А их жизнь — впере ди. Какая бы ни выпала им доля, пусть живут они, как мы стобой жи ли, делясь всем друг с другом... как родные братья. Вот мое желание. Голос дяди Очира дрогнул: — Правильные слова ты сказал, Бальжинима. Пусть осуществит ся твое желание. Мы с Даба-Жалсаном вышли на двор и устроились на ступеньках крыльца. Из дому доносился разговор наших отцов. — Посмотри, Очир, какими стали мои руки. Разве такими они были раньше?.. — Да, Бальжинима, помнишь, как мы ходили в наши конные атаки! —Дядя Очир, видно, отвлекал моего отца от тяжелых дум. Раньше, когда они встречались, они всегда вспоминали свои бое вые подвиги, смеялись, радовались, между делом смачивая горло молочной водкой — архи. Сейчас разговор у них не получается. Отцу говорить трудно, и дядя Очир, пытаясь успокоить отца, сообщает ему мирные житейские новости. — Бабка Мухухан, верно, совсем спятила. Говорят, дала обет шабгансы‘... А Дэндэб-гэбше2, наоборот, отрекся от бога, волосы отпустил и надел черную одежду. А на бабку Мухухан орхимжо3 надели и остригли... Отец тихо смеется. — А по Самхагу ходит такая песенка,— продолжал дядя Очир: Самхагские бабы-коммунистки. Видно, конец света наступает. Ни богу, ни амулету не' верят, как же рожать собираются? Бабы долины Урмы — коммунистки. Видно, конец света наступает. Великому Богдо не верят, кто же теперь рожать за них будет? — О! — громче смеется мой отец,—Как думаешь, кто мог сочи нить? — Известно кто. Или ламы из Юройского дацана или последыши богача Бальчина-гулвы. Сами того не понимая, поют, что пришел им конец. «Наступил конец света!» — поет дядя Очир и хохочет,— а наши самхагские бабы тоже петь умеют. Если они петь начнут, то этим ламам и последышам богатеев не поздоровится. — Очир,— голос отца стал серьезным,— ты же член комитета бедноты. Шепни своим комсомольцам... Ведь в каждом улусе есть сочинители, особенно девушки да молодые замужние женщины. Пусть придумают песню. — Такую, что ли? — Дядя Очир поет: 1 Ш а б г а н с ы — монахиня. 2 Г э б ш е — низкий ранг буддийского монаха. 3 О р х и м ж о — буддийский кушак-накидка. &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2