Сибирские огни, № 5 - 1983

М. Н. Степанов. Он одним из первых перевел роман родоначальника бурятской литературы X. Намсараева «На утренней заре», роман в двух книгах известного бурятского писателя Ч. Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей». К тем художникам, кто тесно связал свою творческую судьбу с сов­ ременностью, относится наша замечательная писательница Раиса Бело­ глазова. В бурном, многогранном потоке сегодняшнего дня она стремит­ ся уловить тот ритм, в котором с наибольшей полнотой воплощается сощг альный и моральный облик нашего времени. К значительным произведениям советской бурятской литературы от­ носятся роман-трилогия М. Жигжитова «Подлеморье», охватывающий жизнь Прибайкалья с гражданской войны до начала строительства БАМа, роман Д. Эрдынеева «Большая родословная» о становлении на­ ционального рабочего класса Бурятии, романы В. Митыпова «Инспек­ тор золотой тайги» и «Долина бессмертников», повести К. Балкова, Сер­ гея Цырендоржиева. Создали новые стихи и поэмы известные поэты В. Петонов, А. Бадаев, Ч-Р. Намжилов и другие. В крупную творческую организацию превратился Союз художников Бурятии. Особенно значительны успехи бурятских художников в послед­ ние годы. Подлинным смотром достижений изобразительного и приклад- ного искусства явилась Всероссийская выставка «Мы строим БАМ», со­ стоявшаяся в Улан-Удэ. Организованная Союзом художников РСФСР, с участием Союза художников и Академии художеств СССР, она демон­ стрировала работы более тысячи авторов России, союзных республик, МНР. Искусство Бурятии представляли семьдесят восемь художников- живописцев, графиков, скульпторов, чеканщиков, народных мастеров- ювелиров, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорацион­ ного и монументального искусства. Среди лучших были отмечены живописные полотна Д. Дугарова, А. Казанского, С. Ринчинова, А. Окладникова, Г. Рудь, Э. Аюшеева, графические серии А. Сахаров- ской, Г. Москалева, Е. Неволиной, Д. Пурбуева, скульптуры Г. Василь­ ева, Э. Цыденова, В. Уризченко, М. Эрдынеева. Высокой оценки удостоились произведения молодых бурятских ав­ торов— живописные картины А. Цыбиковой и Ч. Шонхорова, работы А. Хомякова, ювелирные изделия Б. Жамбалова, Д. Эрдынеева, Б. Жаг- баева, Д. Дармаева, Ж. Эрдынеева. Выставка стала крупным событием всей культурной жизни респуб­ лики, внесла живительную струю в деятельность творческого союза, дала импульс к более плодотворному сотрудничеству. На Всесоюзной и Всероссийской выставках «Искусство советской Бурятии», состоявшихся в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, Ереване, Баку, было представлено около четырехсот работ бурятских художников- живописцев, графиков, скульпторов, мастеров чеканки, ювелиров, поле­ чивших весьма лестные отзывы зрителей и профессиональной критики. Свидетельством того, что искусство советской Бурятии находит все более широкую аудиторию, явились зональная выставка «Советский Дальний Восток» (г. Чита), на которой было отобрано около ста работ художников Бурятии для Всесоюзной выставки по «Родной стране», вы­ ставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», в которой приняло участие тридцать наших авторов, выставка в Улан-Удэ, посвященная 60-летию образования "СССР. Самый хороший отзыв организаторов, специалистов и прессы полу­ чила выставка «Традиционное искусство Бурятии» в Париже, в штаб- квартире ЮНЕСКО, проходившая в декабре 1982 г. На ней было пред­ ставлено около двухсот работ живописи, графики, декоративно-приклад­ ного искусства, из которых почти половину составляли работы советско­ го периода. Не без учета успеха выставки принято решение о проведении по программе ЮНЕСКО в 1984 году в Улан-Удэ международного, сим­ позиума по вопросам изучения культур народов Центральной Азии. Широкое развитие получило в республике самодеятельное народное творчество —показатель высокой культуры общества, один из факторов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2