Сибирские огни, № 5 - 1983

нее время коллектив театра пополнился талантливой молодежью, пол­ ной творческих дерзаний и желания художественно осмысливать но­ вые пласты жизни и методами социалистического реализма искать и на­ ходить оригинальные формы для их яркого показа. Как говорилось выше, звание академический носит и Бурятский го­ сударственный ордена Ленина театр оперы и балета. Сегодня уже ни­ кого не удивляет, что бурятская опера ставится в Москве, а балет —во Львове, что бурятские симфонические произведения и песни звучат в лучших концертных залах страны, в «Голубом огоньке» с телеэкрана,' что центральные музыкальные издательства выпускают партитуры и клавиры бурятских авторов, что всесоюзная фирма «Мелодия» только за последние два года записала семь больших дисков бурятской музыки, что театр оперы и балета успешно выступает на столичной сцене, его певцы и солисты балета гастролируют за рубежом. Народные артисты СССР Л. Линховоин, Л. Сахьянова и К. Базарсадаев побывали более чем в 20 странах мира. Солисты балета народная артистка Бур. АССР, заслуженная артистка РСФСР Е. Самбуева и народный артист Бур. АССР Ю. Муруев стали лауреатами XI Всемирного фестиваля молоде­ жи и студентов в Гаване. Двухлетнюю стажировку в Миланском театре «Ла скала» прошел молодой певец Б. Бальжинимаев. В настоящее вре­ мя в этом известном театре совершенствует свое исполнительское мас­ терство певица Г. Шойдагбаева. Широкой популярностью пользуются солисты оперы Д. Дашиев, Л. Левченко, С. Раднаев, О. Миронова, В. Буруев. Становление и развитие бурятского театра, как говорилось выше, неразрывно связано с именами таких видных деятелей русского искусст­ ва, как композиторы Р. Глиэр, М. Фролов, В. Морошкин, Л. Книппер, С. Ряузов, Б. Майзель, режиссеры И. Туманов, Р. Тихомиров, Л. Лапи- ров, балетмейстеры М. Арсеньев, И. Моисеев, М. Заславский. Неоценимый вклад в развитие бурятского искусства внес А. И. Ти­ мин. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, один из осно­ воположников живописного, сценографического искусства Бурятии, создатель национально-декорационного стиля, А. И. Тимин за полувеко­ вую деятельность на посту главного художника театра оперы и балета оформил более 150 спектаклей. Многие из них высоко оценены общест­ венностью и критикой, удостоены дипломов и премий Министерства культуры СССР и РСФСР. Как художник-живописец, он— неизменный участник художественных выставок в Москве, Ленинграде и других го­ родах страны. Многие его работы находятся в музее Восточных куль­ тур и в1театральном музее им. Бахрушина (г. Москва). Скульптуры А. И. Тимина украшают города Бурятии. За 'заслуги в развитии совет­ ского театрального искусства А. И. Тимин награжден четырьмя орденами и многими медалями СССР, удостоен Республиканской премии Бурят­ ской АССР, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки. Заметный след в истории становления и развития искусства рес­ публики оставил М. С. Арсеньев, первый собиратель и постановщик бу­ рятских танцев, основатель бурятской сценической хореографии. За за­ слуги в области развития искусства Бурятии М. А. Арсеньев удостоен звания заслуженного артиста Бур. АССР, заслуженного деятеля ис­ кусств РСФСР. Продолжительное время в республике работал балетмейстер М. С. Заславский. Балет «Красавица Ангара», созданный в творческом содружестве известного советского композитора Л. Книппера и одного из ведущих композиторов Бурятии народного артиста РСФСР Б. Ям- пилова, в постановке М. С. Заславского вошел в ряд лучших творений советского театрального искусства. Его вторая редакция удостоена Го­ сударственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. Это пример того, как национальное достижение, не теряя своих специфических черт, стано­ вится интернациональным достоянием культуры всего общества. Можно без ложной скромности сказать, что, достигнув определен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2