Сибирские огни, № 5 - 1983
следующая легенда: герой Хухудэй Мэр- гэн выстрелил из лука в космическую чере паху Алтай Мэлхэй и та, опрокинувшись на спину, образовала своим телом земную твердь. Внимательно взглянув на эти сказания, нетрудно сразу же заметить, что в ряде из них проявляется весьма ощутимое индийское влияние. Таков, например, образ изначаль. ной богини в цветке, буквально повторяю щий Вишну и других индуистских божеств возлежащих на цветке лотоса. Явно индий ское происхождение имеют и «замби» (из санскритского «джамбу») — космические материки, составляющие вселенную. Вместе с тем в бурятской мифологии налицо и об щесибирский мотив (землю творит водопла вающая птица), встречающийся в основном у народов Сибири, а также — совершенно неожиданно — в южнославянских легендах и русских средневековых апокрифах. Заслу живает внимания и фигура Золотой черепа хи, поддерживающей землю. Этот образ можно встретить, помимо бурят и древних индийцев, также у алтайцев, североамери канских индейцев и многих других народов. Столь же популярна в мировой мифологии космическая рыба, на спине которой поко ится вселенная. Не меньший интерес представляет бурят ский космологический миф об отделении неба от земли, соответствия которому мож но обнаружить в Библии, Коране, мифах древних греков и полинезийцев, китайцев и грузин, народов Сибири, Северной Америки и Африки. Бурятские легенды о Солнце и Луне, с одной стороны, испытали на себе индийское влияние (сюжет об Асхе), с дру гой — имеют под собой древнюю автохтон ную тюрко-монгольскую основу (например, мифологическое объяснение пятен на луне и т. д.). Среди астральных мифов бурят выде ляется сказание о космической охоте: мо гучий богатырь Хохоосэй Мэргэн, охотясь на трех оленей, загнал их на небо, где они превратились в созвездие Орион. Этот сю жет известен у многих сибирских народов (достаточно вспомнить Когутея из алтай ского эпоса «Маадай-Кара»), а также у угро-финнов, живущих за пределами Сиби ри, что, бесспорно, свидетельствует о его глубокой древности. Столь же древними, видимо, следует считать мифологические представления о Полярной звезде, мыслив шейся центром неба и макушкой мирового древа или золотой коновязи, золотого кола. Если от космогонических фантазий обра титься к «происхождению богов», то сразу же внимание привлечет деление пантеона на две части: 55 западных добрых и 44 во сточных злых тэнгриев. Такое противопо ставление, как хорошо показал еще А. М. Золотарев, берет начало в дуальной органи зации первобытного общества, что предпо лагает не только противоположность, но и единство в его идеальном отражении. Яр ким подтверждением этого может служить одно из бурятских сказаний, согласно ко торому и жестокий владыка ада Эрлен хан и добродетельный хозяин острова Ольхой Хан Хутэ бабай были детьми восточного тэнгрия Гужира и дочери западного тэн- грия Тэмээ Ногоон. В матримониальных похождениях богов фиксировались подчас важнейшие социаль ные изменения. Например, сын Эсэгэ Малая тэнгрия, женившись на земной женщине, не желал жить у тестя, как того требовал обычай, и все время убегал на небо. Тогда его отец по совету Мудрого Ежа забрал не вестку на небеса, где и сыграл первую у бу рят свадьбу. После этого женщины, выходя замуж, стали жить не со своими родичами, а с семьей мужа. Данная легенда примечательна тем, что в ней практически «открытым текстом» гово рится о переходе от матрилокального к пат- рилокальному браку, а в более широком плане — от материнского к отцовскому ро- ДУ- Много других интересных рассказов, об рядовых песен приводится в книге Н. О. Шаракшиновой. Значительная часть их со брана автором- в ходе собственных полевых исследований и публикуется впервые. При этом подчеркивается, с каким трудом удава лось находить сказителей, сохранивших в своей памяти легенды древности. Сейчас требуется самая тщательная и широкая ра бота большого коллектива фольклористов и историков, чтобы отыскать и зафиксировать все то, что сохранилось, классифицировать и переосмыслить полученный материал в соответствии с достигнутой к настоящему времени научной методикой. Мифы и леген ды, помогающие осознать материальную и духовную историю народа, должны занять прочное место в ряду источников, сообща ющих нам древнее знание. СЕРГЕЙ ЕВСЕЕВ Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 8 — 1983 г. Западно-Сибирское книжное издательство. 630099, Новосибирск, Красный проспект 32 Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ А д р е с р е д а к ц и и : Новссибирск, 50, Красный проспект, 80. Телефоны: гл. ред. — 22-19-41. зам. гл. ред. — 20-54-28, отд. прозы — 20-53-67, ОВД. очерков — 20-56-09, отд. поэзии — 20-56 26 отд. критики — 20-56-50 отв. секретарь — 20-55-10, Зав. редакцией — 20-56-23. Сдано в набор 2.02.83 г. Подписано в печать 31.03.83 г. МН15541 Формат 70X108/16. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Уел. печ. л. 15,4. Уч-изд. л. 18,74. Уел. кр.-отт, 16,1. Тираж 123000. Заказ 20005. Цена 80 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2