Сибирские огни, № 5 - 1983
как наиболее вероятным, Изучение матери алов по лингвистике, фольклору, истории, этнографии и антропологии бурятского и якутского народов склонило его в пользу якутской версии. Суть ее заключается в следующем. Когда-то в древности возле Байкала жили принадлежащие к централь ноазиатской группе монголоидов курыканы (курумчинцы), являвшиеся общими предка ми тюркоязычных якутов и монголоязычных бурят. Отделившиеся со временем якутские племена, в силу разных причин (недостатка звероловческих угодий, оттесненные монго лоязычными племенами и др.), откочевали с берегов Байкала на берега Лены, оставив память о себе не только в названии озера- моря, но и во множестве других географи ческих названий, данных якутами горам, рекам, озерам, долинам, ущельям, урочи щам, заимствованных бурятами и сохранив шихся до наших дней. В переводе с якутско го байгал означает море. У бурят для обоз начения этого понятия существует свое слово — далай, которым они и называли поначалу Байкал, затем присоединяя его к иноязычному названию, прежде чем оконча тельно перейти к якутскому байгал. События тех давних времен нашли отра жения в мифах, легендах, эпосе обоих народов. В бурятских мифах и легендах Байкал занимает большое место и воспева ется очень восторженно. Популярна сказка- легенда о -старике Байкале и его дочери — красавице Ангаре. Действие многочисленных бурятских легенд развертывается непосред ственно на берегах Байкала. И даже возни кновение тотема бурятского племени эхи- ритов связано с Байкалом. Легенда о происхождении эхиритов (наиболее архаич ная в ряду подобных бурятских легенд) го ворит, что Эхирйт, по имени которого и названо племя, был рожден от Пестрого Налима и Береговой Щели Байкала. О Бай кале поется в песнях: Храброго нашего предка Местожительство —Байкал. Нашего племени предка Родина —на Ольхоне. Якутские предания и легенды сохранили память народа о переселении с теплой ро дины на берега Лены. Они повествуют о переселении с юга Омогоя и Эллея — пред водителей древних якутских родов. В неко торых из них называются Байкал и районы Прибайкалья, как место, откуда они пришли. В якутском эпосе зафиксировались следы переселения: во многих сказаниях говорится о древней прародине, находящейся где-то на юге, о теплых краях, о ненавистной зиме и лютом холоде на новой родине. А слово байгал употребляется не только как геогра фическое название, но и очень широко для обозначения любого моря. Исторические процессы, происходившие в древности в Центральной Азии, не могли не оставить своих следов в языке народов. Рас падались и возникали межплеменные союзы и государства. В союзы зачастую вступали разноязычные племена, что объясняет эт ническую неоднородность бурят и якутов, сохранивших в своем составе племена с иной языковой основой. Как пишет С. А. Гурулев, «от многих древних народов оста лись лишь родо-племенные осколки, входя щие в состав современных бурятских пле мен, а именно: куркаты (возможно, потом ки курыкан), баргуты, тангуты, хоогуты, урянхай, иргиты, наймангуты». Еще нет пол ной ясности в истории формирования якут ского и бурятского народов, однако не вызывает никакого сомнения то, что предки якутов обйтали около озера Байкал. В том же убеждают нас и данные антропологиче ских исследований, которые еще раз доказы вают принадлежность якутов к центрально- азиатской группе популяций, то есть други ми словами доказывают происхождение якутов и бурят из единой общности. ГАЛИНА СТЕПАНОВА Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. Иркутск. Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. Оригинальные и красочные мифы бурят ского народа уже давно обратили на себя внимание исследователей, их собирание и изучение началось еще в прошлом веке. К настоящему времени собрано и частично опубликовано значительное число текстов, позволяющих представить бурятскую мифо логию в сравнительно полном виде. Однако на протяжении многих лет ощу щалась уже настоятельная необходимость в издании, вде в концентрированном виде со держалось бы изложение и объяснение на иболее важных и ярких сюжетов мифологии бурят, доступное не только специалистам, но и самому широкому кругу заинтересо ванных читателей. Ныне этот пробел в из вестной мере восполнен книгой известного ученого-филолога Н. О. Шаракшиновой. Это издание удачно сочетает серьезный научный анализ предмета с общедоступной формой изложения. Мифы сгруппированы автором по тема тическому принципу. При этом выделено три крупных раздела: космогония, теогония и мифологическая генеалогия бурят. Первый раздел включает в себя легенды о сотворе нии мира и человека, мифы о небе и земле, астральные, солярные и лунарные сюжеты, Ц также ряд других преданий этого цикла. Бурятские космологические мифы весьма многообразны. По одному из ’ вариантов, вечно существовавших изначальным хаосом спонтанно, сами собой были порождены «великие воды», в которых зародился и вырос священный цветок. Из цветка появи лась девушка несравненной красоты, давшая начало солнцу, луне, земле и первой чело веческой паре. Еще одно предание повествует о том, что земля и человек были созданы из первобыт ного хаоса верховными божествами — Эсэ- гэ-Маланом и его супругой Эхэ-Юурэн. По другому мифу, изначально существо вали два «замби» — два мира, две плоско сти вселенной. На нижнем из них находи лись «четыре счастья». Первое счастье про извело море, второе — золотую иву, тре тье — человеческую форму, четвертое — огонь. Из человеческой формы появилась Богиня-Мать — Эхэ-Бурхан, сотворившая под золотой ивой сына Бударга, космиче скую птицу Анхата-шубуун и мифическую рыбу Абарга-загахан. Птица достала со дна моря комок глины, из которого. Богиня- Мать создала змею, укрепив ее на спине рыбы. С последним мифом перекликается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2