Сибирские огни, № 5 - 1983

помощь для проникновения в глубь Тибета. 25 ноября 1899 года новоявленный богомо­ лец с караваном паломников и торговцев вышел из Урги (современный Улан-Батор). Так началось его долгое 888-дневное пу­ тешествие. Современный человек не всегда может представить все трудности и опасности, ко­ торые приходилось преодолевать на пути к цели исследователям в прошлом. Представ­ ление об этом в полной мере дают страни­ цы книги Цыбикова, посвященные переходу от Урги до Лхассы и обратно. Эта дорога была отмечена только многочисленными скелетами павших в пути животных. К при­ родным препятствиям (гиблые безводные пустыни и крутая «лестница» перевалов, ведущих к самой высокой в мире горной системе) добавлялось лихоимство маньчжур­ ских и тибетских чиновников, а нередко и недобрый интерес со стороны местных жите­ лей, видевших в путниках вполне законные объекты своей наживы. Поэтому пройти и подробно описать новый маршрут само по себе было большим научным достижением. Но книга Цыбикова не сводится к путе­ вым записям. И в дороге, и во время своего длительного пребывания в Лхассе наблюда­ тельный паломник изучал этнографические, социальные, духовные особенности жизни местного населения. Особо надо сказать о его отношении к ламаистской религии. Сим­ воличным в этом смысле представляется описание Поталы, дворца далай-ламы: вну­ шительный фасад огромного комплекса, зо­ лоченые крыши — и, одновременно, неприв­ лекательность .задних стен зданий, где един­ ственным «украшением» являлись «отбросы человеческого организма, в изобилии стекаю­ щие из отверстий клозетов» (с. 86). Цыби- ков без особых эмоций, но в то же время весьма убедительно показывает слепую веру и фанатизм буддистов, прекрасно уживаю­ щихся, однако, с продажностью и прекло­ нением перед деньгами, «которые в Тибете имеют особенную силу, служа мерилом от добродетели до святости и знатности, до высших степеней сановничества» (с. 105). Отгородившись от внешнего мира и за­ ботясь прежде всего о личном обогащении, высокоученые ламы оказались неспособными обеспечить прогрессивное развитие своего народа, который прозябал в нищете и не­ вежестве. «Содержание большого числа ду­ ховенства, малодоходность страны и почти полное отсутствие промышленности служат, по-видимому, причиной общей бедности про­ стого народа. Беднота эта заставляет тибет­ ца ограничиваться самыми малыми потреб­ ностями»,— отмечал Цыбиков (с. 104). Стремление к познанию явления со мно­ гих сторон, во всей его сложности характер­ но и для последующих работ Г. Ц. Цыбико­ ва. Случалось, он высказывал ошибочные мнения, однако это были ошибки творческой личности] которые он сам преодолевал в хо­ де дальнейших исследований. Заложенные Г. Ц. Цыбиковым и его пред­ шественниками основы бурятского востоко­ ведения ныне успешно развиваются совре­ менными бурятскими ориенталистами. В на­ стоящее время главным центром, координи­ рующим научную деятельность востокове­ дов Бурятии, является Бурятский институт общественных наук БФ СО АН СССР. Ве­ дущиеся там исследования по истории, куль­ туре и филологии Востока разделяются на три основные области — монголоведение, тибетологию и буддологию. Сравнительно полное представление о диапазоне и харак­ тере этих изысканий дает сборник статей «Востоковедные исследования в Бурятии». С точки зрения историографии интересны статьи Ш. Б. Чимитдоржиева и Р. Л. Бал- даева, посвященные истории монголоведе­ ния й России. Зародившись еще в XVIII ве­ ке, монголоведение стало одной из первых отраслей отечественной ориенталистики, за­ нимающейся Дальним Востоком. Первона­ чально (уже в XV веке) интерес к монголь­ ским народам и их языкам носил характер сугубо практический: царской администра­ ции необходимы были квалифицированные переводчики. Но по мере усиления торговых и культурных связей с Центральной и Во­ сточной Азией стала очевидной необходи­ мость более глубокого изучения как самих восточных языков, так и их носителей. В связи с этим уже в первой трети XVIII столетия начинает широко обсуждаться во­ прос о создании особой Азиатской Акаде­ мии, чему, впрочем, так и не суждено было сбыться. В организационном плане развитие востоковедения пошло иным путем: его центрами стали Азиатский музей и универ­ ситетские кафедры и в первую очередь —• монгольская кафедра Казанского универси­ тета, созданная в 1833 г. при деятельной поддержке ректора, знаменитого математика Ц. И. Лобачевского. До середины прошлого века Казань была важнейшим центром оте­ чественного монголоведения, именно там. начали свой путь в науку бурятские ученые Г. Гомбоев и Д. Банзаров. Имена предста­ вителей следующего поколения монголове­ дов конца XIX — начала XX вв. (К. Ф. Гол- стунский, А. М. Позднеев, А. Д. Руднев, В. Л. Котвич, Б. Я. Владимирцев, Ц. Жам- царано) тесно связанк уже с Петербургским университетом, где сложилась цеЛая восто­ коведная школа, достижения которой, в ча­ стности, в монголистике значительно прев­ зошли успехи западной науки того времени. Значительное внимание востоковеды Бу­ рятии уделяют изучению монгольской лите­ ратуры и ее сопоставлению с бурятским фольклором. В этом отношении характерна помещенная в сборнике статья М. П. Хомо- нова, исследующего фольклорные элементы в древнейшем (создан в .1240 г.) литера­ турном памятнике монголов «Сокровенном сказании». Целый ряд содержащихся в нем пословиц, поговорок и других устойчивых форм' художественного языка встречается и в бурятском устном народном творчестве, что может служить еще одним аргументом в пользу его глубокой древности и архаич­ ности. Тибетологические и буддологические ис­ следования по своему характеру тесно свя­ заны друг с другом, ибо едва ли можно понять центральноазиатский буддизм без постоянного обращения к Тибету. Начало отечественной тибетологии и буддологии было положено в XIX в. Большая роль в этом принадлежала корифею русского во­ стоковедения академику В. П. Васильеву, научной деятельности которого в данной об­ ласти посвящена статья Р. Е. Пубаева. Начатое В. П. Васильевым изучение важ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2