Сибирские огни, № 5 - 1983
ние книги стихов поэта «Стреноженные мол нии» издательством «Современник». Корот кая двадцатитрехлетняя жизнь поэта едва успела выйти за пределы детства и юности, однако его деятельность в литературе оста вила заметный след. Его перу принадлежит поэтический сборник '«Стреноженные мол нии», три повести, несколько пьес, статьи по теории перевода и верлибра, рассказы и стихи. О нем много говорят авторы и других статей. Неоднократно цитирует его поэтические строки Татьяна Очирова. Вадим Дементьев в открытом письме Галине Рад- наевой подчеркивает, что с творчеством .Намжила Нимбуева «обозначился новый поворот бурятской поэзии». Несомненно, что стихи Намжила Нимбуева ждут широ кого признания, а его литературное насле дие — пристального изучения. Статьи В. Дементьева и В. Липатова, А. Паликовой, С. Шубина и других убеж дают в том, что поэты Бурятии, пишущие на родном и русском языках, достигли в своем творчестве значительных высот, поэ зия их стала зрелой, чутко откликающейся на животрепещущие вопросы современно сти, ее непростые противоречия, что совре менная бурятская поэзия по праву занима ет свое место в многонациональной совет ской литературе. Кратким обзором развития советской бу рятской литературы начинается статья Сая- на Балданова «Земли моей молодые голо са». Критик подробно анализирует произве дения писателей И. Намсараева, В. Тулае- ва и 1В. Сыренова. Его интересная и в целом благожелательная статья завершается вы водом, что «многих молодых писателей от личает социальная грамотность и нравствен ная зрелость. Они смело вторгаются в жизнь и тем самым выполняют главную заповедь литературы — утверждать на зем ле прекрасное, доброе и вечное». Талантливых молодых писателей Бурятии представляет читателю критик Эрдени Ула нов. Удачно развивает традиции националь ной литературы Доржи Эрденеев, со стра ниц журналистских очерков сходят герои прозы Кима Балкова, усилиями Владимира Митьшова в бурятской литературе создает ся жанр научной фантастики. Даже крат кое знакомство с творчеством этих писате лей в статье Э. Уланова показывает, что произведения молодых бурятских прозаи ков интересны1 и разнообразны, за внешней простотой скрывается сложное движение мысли, а фантастичность и сказочность служат утверждению высших человеческих идеалов. «...В их новой прозе,— пишет Э. Ула нов,— наблюдается синтез различных мето дов изображения, сложное искусство само ограничения, повествование становится ис следованием, раздумьем, где слово приоб ретает большую художественную емкость... Мы становимся свидетелями нового и, надо полагать, более сложного и зрелого этапа творчества писателей». Несмотря на небольшой объем' сборника, собранные в нем статьи свидетельствуют о росте бурятской литературы, дают ее пространный обзор, знакомят нас с наибо лее значительными произведениями. АЛЕКСАНДР ТАРАНИН Г. Ц. Цыбиков. Избранные труды в двух томах. Новосибирск. иНаука», Сиб. отд-ние, 1981. Востоковедные исследования в Бурятии. (Ответственный редактор Р. Е. Пубаев]. Новосибирск. «Наука», Сиб. отд-ние, 1981. Рецензируемые книги отражают различ ные аспекты востоковедения в Бурятии, по казывают, с одной стороны, его славную историю, а с другой — значительные успе хи, достигнутые бурятской наукой в насто ящее время. Основной труд Г. Ц. Цыбикова «Буддист- паломник у святынь Тибета» вышел в свет в Петрограде в 1919 году и давно уже стал библиографической редкостью. Другие его исследования публиковались в местной пе- части в 20-е годы и в настоящее время то же малодоступны. Поэтому издание этих сочинений, предпринятое бурятскими восто коведами совместно с историками Новоси бирска, вызвало большой интерес как среди ученых, так и у массового читателя. Редак ционная коллегия сочла также необходимым включить в состав «Избранного», помимо уже публиковавшихся работ, материалы из рукописного наследия. Двухтомник снаб жен необходимым научным аппаратом, ил люстрациями и биографическими сведе ниями. Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873— 1930) относится к группе крупных бурят ских ученых, работавших в конце XIX— начале XX веков и особо пристально изучавших историю и культуру своего на рода. Среди них можно назвать, например, Д. Банзарова, Ц. Ж- Жамцарано, М. Н. Хангалова и некоторых других известных этнографов и религоведов. В отличие от них, Г. Ц. Цыбиков основное внимание уде лил внешним культурным связям Бурятии, большое значение в жизни которой играл ламаизм. Получив блестящее образование в Петербургском университете (где он учил ся у таких классиков отечественного восто коведения, как С. Ф. Ольденбург, А. М. Позднеев, А. В. Григорьев), молодой уче ный обратил свое внимание на Тибет, глав ный центр ламаизма. В то время Тибет был «закрытой» стра ной. Его феодальные правители пытались укрыться от всех проявлений современно сти, усматривая в них угрозу своему благополучию. Попытка спрятаться от жиз ни была в историческом плане, разумеется, обречена на провал. На том же этапе такая политика привела к консервации пережит ков в экономическом,социальном и духовном развитии общества, что способствовало ро сту интереса к этим сохранившимся релик там со стороны европейских исследователей. Однако европейцам путь в эту горную страну был закрыт. Правительство далай- ламы чинило дополнительные помехи для путешественников на и без того многотруд ном пути, вынуждая их повернуть назад. Самые настойчивые из них — такие как француз Дютрейль де Рэнс — платились за свою страсть к познанию жизнью. Однако паломничество в Лхассу и другие культовые центры из Монголии .и Забай калья оставалось практически свободным. Этим и решило воспользоваться руководст во Русского Географического Общества, ко торое предоставило Цыбикову материальную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2