Сибирские огни, № 5 - 1983

ние книги стихов поэта «Стреноженные мол­ нии» издательством «Современник». Корот­ кая двадцатитрехлетняя жизнь поэта едва успела выйти за пределы детства и юности, однако его деятельность в литературе оста­ вила заметный след. Его перу принадлежит поэтический сборник '«Стреноженные мол­ нии», три повести, несколько пьес, статьи по теории перевода и верлибра, рассказы и стихи. О нем много говорят авторы и других статей. Неоднократно цитирует его поэтические строки Татьяна Очирова. Вадим Дементьев в открытом письме Галине Рад- наевой подчеркивает, что с творчеством .Намжила Нимбуева «обозначился новый поворот бурятской поэзии». Несомненно, что стихи Намжила Нимбуева ждут широ­ кого признания, а его литературное насле­ дие — пристального изучения. Статьи В. Дементьева и В. Липатова, А. Паликовой, С. Шубина и других убеж­ дают в том, что поэты Бурятии, пишущие на родном и русском языках, достигли в своем творчестве значительных высот, поэ­ зия их стала зрелой, чутко откликающейся на животрепещущие вопросы современно­ сти, ее непростые противоречия, что совре­ менная бурятская поэзия по праву занима­ ет свое место в многонациональной совет­ ской литературе. Кратким обзором развития советской бу­ рятской литературы начинается статья Сая- на Балданова «Земли моей молодые голо­ са». Критик подробно анализирует произве­ дения писателей И. Намсараева, В. Тулае- ва и 1В. Сыренова. Его интересная и в целом благожелательная статья завершается вы­ водом, что «многих молодых писателей от­ личает социальная грамотность и нравствен­ ная зрелость. Они смело вторгаются в жизнь и тем самым выполняют главную заповедь литературы — утверждать на зем­ ле прекрасное, доброе и вечное». Талантливых молодых писателей Бурятии представляет читателю критик Эрдени Ула­ нов. Удачно развивает традиции националь­ ной литературы Доржи Эрденеев, со стра­ ниц журналистских очерков сходят герои прозы Кима Балкова, усилиями Владимира Митьшова в бурятской литературе создает­ ся жанр научной фантастики. Даже крат­ кое знакомство с творчеством этих писате­ лей в статье Э. Уланова показывает, что произведения молодых бурятских прозаи­ ков интересны1 и разнообразны, за внешней простотой скрывается сложное движение мысли, а фантастичность и сказочность служат утверждению высших человеческих идеалов. «...В их новой прозе,— пишет Э. Ула­ нов,— наблюдается синтез различных мето­ дов изображения, сложное искусство само­ ограничения, повествование становится ис­ следованием, раздумьем, где слово приоб­ ретает большую художественную емкость... Мы становимся свидетелями нового и, надо полагать, более сложного и зрелого этапа творчества писателей». Несмотря на небольшой объем' сборника, собранные в нем статьи свидетельствуют о росте бурятской литературы, дают ее пространный обзор, знакомят нас с наибо­ лее значительными произведениями. АЛЕКСАНДР ТАРАНИН Г. Ц. Цыбиков. Избранные труды в двух томах. Новосибирск. иНаука», Сиб. отд-ние, 1981. Востоковедные исследования в Бурятии. (Ответственный редактор Р. Е. Пубаев]. Новосибирск. «Наука», Сиб. отд-ние, 1981. Рецензируемые книги отражают различ­ ные аспекты востоковедения в Бурятии, по­ казывают, с одной стороны, его славную историю, а с другой — значительные успе­ хи, достигнутые бурятской наукой в насто­ ящее время. Основной труд Г. Ц. Цыбикова «Буддист- паломник у святынь Тибета» вышел в свет в Петрограде в 1919 году и давно уже стал библиографической редкостью. Другие его исследования публиковались в местной пе- части в 20-е годы и в настоящее время то­ же малодоступны. Поэтому издание этих сочинений, предпринятое бурятскими восто­ коведами совместно с историками Новоси­ бирска, вызвало большой интерес как среди ученых, так и у массового читателя. Редак­ ционная коллегия сочла также необходимым включить в состав «Избранного», помимо уже публиковавшихся работ, материалы из рукописного наследия. Двухтомник снаб­ жен необходимым научным аппаратом, ил­ люстрациями и биографическими сведе­ ниями. Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873— 1930) относится к группе крупных бурят­ ских ученых, работавших в конце XIX— начале XX веков и особо пристально изучавших историю и культуру своего на­ рода. Среди них можно назвать, например, Д. Банзарова, Ц. Ж- Жамцарано, М. Н. Хангалова и некоторых других известных этнографов и религоведов. В отличие от них, Г. Ц. Цыбиков основное внимание уде­ лил внешним культурным связям Бурятии, большое значение в жизни которой играл ламаизм. Получив блестящее образование в Петербургском университете (где он учил­ ся у таких классиков отечественного восто­ коведения, как С. Ф. Ольденбург, А. М. Позднеев, А. В. Григорьев), молодой уче­ ный обратил свое внимание на Тибет, глав­ ный центр ламаизма. В то время Тибет был «закрытой» стра­ ной. Его феодальные правители пытались укрыться от всех проявлений современно­ сти, усматривая в них угрозу своему благополучию. Попытка спрятаться от жиз­ ни была в историческом плане, разумеется, обречена на провал. На том же этапе такая политика привела к консервации пережит­ ков в экономическом,социальном и духовном развитии общества, что способствовало ро­ сту интереса к этим сохранившимся релик­ там со стороны европейских исследователей. Однако европейцам путь в эту горную страну был закрыт. Правительство далай- ламы чинило дополнительные помехи для путешественников на и без того многотруд­ ном пути, вынуждая их повернуть назад. Самые настойчивые из них — такие как француз Дютрейль де Рэнс — платились за свою страсть к познанию жизнью. Однако паломничество в Лхассу и другие культовые центры из Монголии .и Забай­ калья оставалось практически свободным. Этим и решило воспользоваться руководст­ во Русского Географического Общества, ко­ торое предоставило Цыбикову материальную

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2