Сибирские огни, № 5 - 1983
•ко к вопросам бытия, так сказать, литера турного. Снова невольно размышляешь над тем, что в современной лирике преимущест венно звучат стихи, которые как бы воспол няют утраченное, компенсируют то, чего их герой не смог добиться, чего он лишен .природою или людьми; иными словами: лирика является не проявлением мира гар монии, а свидетельством дисгармоничности мира поэта. Любовь Зубенко, как автор мо лодой, вступила на проторенный путь инер ционного думания чужими мыслями и го ворения чужими словами еще нетвердо и осторожно, отрадно, что пока она еще не утратила искренности и откровенности. Она не утратила способности не только гово рить, но и проговариваться, сообщать от кровенно самые, казалось бы, необщие све дения о движении души своей лирической героини. И там, где поэтесса проговарива ется, возникает искра поэзии, нам открыва ется душа человека, говорящего не по дол гу или обязанности, а потому что невоз можно не сказать. К таким достаточно редким удачам сборника можно отнести стихотворение «Вспоминаю ту речушку...» .Фольклорная ориентация образного строя этой миниатюры, естественность, неутриро- ванность интонации, стройность внутреннего сюжета, чистота чувства, выраженного и личностно, и гармонично — все это делает стихи способными вызвать в душе читателя ответный импульс, оо-чувствие, со-творчест- во. И хотя эти стихи' несут на себе следы молодости, они свидетельствуют о зрелости взгляда Л. Зубенко на жизнь. В целом же книга распадается на две ча сти: первая часть — это элегическая грусть ,по утраченному детству, тоска по детской способности принимать мир таким, какой он есть, печаль по утраченному миру любви, в котором вырастает ребенок. Здесь, в этой части книжки, идеал автора — в прошлом. Не в историческом прошлом, а в личном, биологическом; не в социальном прошлом, а просто во временном. Причем выход в те перешнее свое состояние героиня восприни мает с тоской и печалью, принимая взрос лость свою не как обретение новых воз можностей, а по преимуществу, как утрату исходного богатства, как больную растра- чиваемость души. Вторая часть книги по священа, за некоторыми исключениями, ■опять же элегическим, печальным, груст ным мотивам, но уже не об утраченном дет стве тут идет речь, а об утраченной любви. Он и Она в книжках лирических поэтесс .преимущественно находятся в драматичских .отношениях, в разрыве, в невозможности соединения, в диалоге, который полон вза имных упреков, сетований, сожалений, по казного благородства прощения. Несколько нарушают — и это хорошо! — общую при вычность книжки Л. Зубенко стихи «Ноч ная смена» — пусть они отдают известной «дежурностью» исполнения, однако факт их жизненной привязки— это уже отрадно. То же можно сказать и о цикле «Из Кяхгин- ской тетради». Вышеназванные стихи, и еще те, где в условно-литературный пей заж входят реалии того мира, где живет героиня стихов Л. Зубенко— Хамар-Да- бан, Кынгарга и пр.,— они-то как раз и позволяют нам думать, что книжка названа •обоснованно — «Я здесь живу». Ведь грус тить о прошедшем детстве и утраченной любви можно на среднем поэтическом уровне, где угодно. Заключая краткие заметки о первой книж ке Любови Зубенко, хочется сказать — когда первая книжка содержит в себе зерна последующих, когда чувствуется, что автор не высказался до конца, что за душой у него осталось много еще нереализованно го — то можно говорить об удачности де бюта. В этом смысле дебют Любови Зубен ко удачен. Желая ей успехов, будем ждать второй книги, второй точки, которая даст нам возможность с какой-то определен ностью наметить линию ее литературной судьбы. АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Земли моей молодые голоса. Сборник критических статей. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1981. Ведущая обязанность критики по отно шению к литературе — ориентация читателя в ее расширяющейся вселенной. Тем более важна эта обязанность по отношению к ли тературе национальной. Осознание закон ного места национальных литератур в об щем литературном процессе, связь с широ кими массами читателей невозможны без постоянной и настойчивой работы критиков и литературоведов. Цели познакомить читателя с современным этапом развития национальной бурятской .литературы, показать достижении молодых бурятских литераторов и служит предлагае мый сборник. В своей полемической и резкой статье ли тературовед Татьяна Очирова обращает внимание на новую черту творчества моло дых и уже известных поэтов Бурятии. Их движение, по ее мнению, «безусловно, со прикасается с теми общими гуманистиче скими поисками исходного, кондового на родного начала, который идет сейчас в русской литературе». Конечно, не так прост и домотканен интерес современного челове ка к своей собственной истории, своим исто кам,— гораздо важнее, что существует и крепнет эта тенденция углубленного позна ния своего. прошлого и в литературах на циональных, свидетельствуя о все более полном духовном единстве народов нашей страны. Осмысливая духовные искания современ ников, поэтически выражающих свое виде ние мира, критики находят глубокие связи их творчества с лучшими достижениями народной, национальной художественной жизни. О расцвете бурятской поэзии, ее силах говорит Владимир Петонов. Он от мечает, что долгий процесс преодоления от живших творческих традиций и стереоти пов, поиск новых поэтических форм привел к необходимому и естественному выводу, что «признание приходит только к стихам, обеспеченным золотым запасом таланта, глубокими, порой драматическими пережи ваниями, острым чувством ответственности за сказанные тобою слова». Привлекает внимание очерк Мэри Хам- гушкеева о, жизни и творчестве Намжила Нимбуева. Дарование Нимбуева по своим масштабам вырастает из национальных ра мок. Свидетельство тому — второе изда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2