Сибирские огни, № 5 - 1983

И труд его становится более осмысленным, творческим, приносящим удо­ влетворение, сознание полноты и насыщенности жизни. В духовной жизни трудящихся Бурятской АССР, в воспитании их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма большую роль играет деятельность творческих союзов, театров и других учреждений художественной культуры. Сегодня в республике работает Союз писателей, который объеди­ няет сорок девять литераторов, творчество которых охватывает все сов­ ременные литературные жанры. В Союзе художников более шестидесяти живописцев, графиков, скульпторов, прикладников. Союз композиторов республики объединяет десять композиторов и музыковедов. Работают Союзы журналистов, архитекторов. Из четырех театров республики два носят почетное звание «ака­ демический»—это Бурятский драматический театр им. X. Намсараева и Бурятский театр оперы и балета. Кроме них работают творчески зрелые коллективы Государственного русского драматического театра и Респуб­ ликанского кукольного театра. Театры Улан-Удэ осуществили только за минувшее пятилетие более 100 премьер, многие из которых стали за­ метным событием в культурной жизни республики и с успехом были по­ казаны во время гастролей по стране. В 1913 году один из «специалистов» по восточным российским ок­ раинам писал: «Сады, дома, великолепные здания и произведения ис­ кусства не нужны и непонятны для кочевника, как непонятна и не нужна вся оседлая культура. Если бы кочевники могли, они весь мир обратили бы в пастбище». История показала всю вздорность подобных рассу­ ждений. Уже в конце тридцатых годов, всего через два десятилетия после Октябрьской революции, Бурятский драматический театр поставил «Отелло», а ныне постановка оперы Д. Верди на этот сюжет в Бурятском академическом театре оперы и балета была во время гастролей летом 1979 года расценена московскими и ленинградскими критиками и об­ щественностью, как в полной мере отвечающая глубине гения Шекспира и Верди. И это только один штрих из многих, характеризующих высокое раз­ витие театрального искусства советской Бурятии. Два главных фактора обусловили такой невероятный, на первый взгляд, взлет. Первое —рас­ крепощенные революцией творческие силы народа потребовали выхода, и этим руслом, этой трибуной явился в данном случае театр, второе и главное —национальное искусство развивалось в тесной взаимосвязи с великим русским искусством, под его влиянием, с его помощью. Так, например, именно творческое содружество, разносторонняя помощь со стороны представителей русского искусства обусловили подлинный рас­ цвет мастерства известного теперь далеко за пределами республики кол­ лектива Бурятского драматического театра им. X. Намсараева. Вот не­ которые вехи пути, пройденного театром. Спектаклем по повести Ч. Айт- матрва «Тополек мой в красной косынке» коллектив театра занял первое место на зональном смотре театров Восточной Сибири и получил диплом первой степени на заключительном этапе XI Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства СССР, проходив­ шем в г. Ленинграде. Спектакль «Ленушка» Л. Леонова удостоен сереб­ ряной медали имени А. Д. Попова. За постановку пьесы А. Островского «Доходное место» театр награжден дипломом первой степени на зональ­ ном смотре театров Восточной Сибири, посвященном юбилею великого драматурга. Театр награжден также медалью и Почетными грамотами Президиума Великого Народного Хурала и Совета Министров МНР по результатам гастролей в дружественной стране. В коллективе театра выросли подлинные мастера национального искусства, у истоков которого стояли драматурги, режиссеры и актеры Г. Ц. Цыденжапов, Н. Г. Балдано, Ц. Г. Шагжин, М. Степанова, Ю Шан­ гина, П. Николаев. В актерской труппе театра народные артисты СССР, народные и заслуженные артисты РСФСР, Бурятской АССР. За послед-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2