Сибирские огни, № 5 - 1983
И труд его становится более осмысленным, творческим, приносящим удо влетворение, сознание полноты и насыщенности жизни. В духовной жизни трудящихся Бурятской АССР, в воспитании их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма большую роль играет деятельность творческих союзов, театров и других учреждений художественной культуры. Сегодня в республике работает Союз писателей, который объеди няет сорок девять литераторов, творчество которых охватывает все сов ременные литературные жанры. В Союзе художников более шестидесяти живописцев, графиков, скульпторов, прикладников. Союз композиторов республики объединяет десять композиторов и музыковедов. Работают Союзы журналистов, архитекторов. Из четырех театров республики два носят почетное звание «ака демический»—это Бурятский драматический театр им. X. Намсараева и Бурятский театр оперы и балета. Кроме них работают творчески зрелые коллективы Государственного русского драматического театра и Респуб ликанского кукольного театра. Театры Улан-Удэ осуществили только за минувшее пятилетие более 100 премьер, многие из которых стали за метным событием в культурной жизни республики и с успехом были по казаны во время гастролей по стране. В 1913 году один из «специалистов» по восточным российским ок раинам писал: «Сады, дома, великолепные здания и произведения ис кусства не нужны и непонятны для кочевника, как непонятна и не нужна вся оседлая культура. Если бы кочевники могли, они весь мир обратили бы в пастбище». История показала всю вздорность подобных рассу ждений. Уже в конце тридцатых годов, всего через два десятилетия после Октябрьской революции, Бурятский драматический театр поставил «Отелло», а ныне постановка оперы Д. Верди на этот сюжет в Бурятском академическом театре оперы и балета была во время гастролей летом 1979 года расценена московскими и ленинградскими критиками и об щественностью, как в полной мере отвечающая глубине гения Шекспира и Верди. И это только один штрих из многих, характеризующих высокое раз витие театрального искусства советской Бурятии. Два главных фактора обусловили такой невероятный, на первый взгляд, взлет. Первое —рас крепощенные революцией творческие силы народа потребовали выхода, и этим руслом, этой трибуной явился в данном случае театр, второе и главное —национальное искусство развивалось в тесной взаимосвязи с великим русским искусством, под его влиянием, с его помощью. Так, например, именно творческое содружество, разносторонняя помощь со стороны представителей русского искусства обусловили подлинный рас цвет мастерства известного теперь далеко за пределами республики кол лектива Бурятского драматического театра им. X. Намсараева. Вот не которые вехи пути, пройденного театром. Спектаклем по повести Ч. Айт- матрва «Тополек мой в красной косынке» коллектив театра занял первое место на зональном смотре театров Восточной Сибири и получил диплом первой степени на заключительном этапе XI Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства СССР, проходив шем в г. Ленинграде. Спектакль «Ленушка» Л. Леонова удостоен сереб ряной медали имени А. Д. Попова. За постановку пьесы А. Островского «Доходное место» театр награжден дипломом первой степени на зональ ном смотре театров Восточной Сибири, посвященном юбилею великого драматурга. Театр награжден также медалью и Почетными грамотами Президиума Великого Народного Хурала и Совета Министров МНР по результатам гастролей в дружественной стране. В коллективе театра выросли подлинные мастера национального искусства, у истоков которого стояли драматурги, режиссеры и актеры Г. Ц. Цыденжапов, Н. Г. Балдано, Ц. Г. Шагжин, М. Степанова, Ю Шан гина, П. Николаев. В актерской труппе театра народные артисты СССР, народные и заслуженные артисты РСФСР, Бурятской АССР. За послед-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2