Сибирские огни, № 5 - 1983

А вместе с этим автор «Подготовительно”! тетради», вслед за Ч. Айтматовым, Евг. Ев­ тушенко, Э. Ветемаа и, безусловно, незави­ симо от них, утверждает мысль о несовме­ стимости истинной духовности, человечности с узколобым прагматизмом и голым прак­ тицизмом. Мысль очень важную, своевре­ менную, и тот факт, что проводится эта мысль через роман, написанный в ирониче­ ском ключе, содержащий в себе элементы игры, пародии,— ни в коей мере не снижает ее звучания, не дает повода усомниться в ее значительности, в серьезности самих автор­ ских намерений. Эти- беглые заметки, разумеется, не в со­ стоянии дать полного представления о том сложном, многообразном явлении, какое мы имеем в лице современного романа. Да они, собственно, и не могут даже претендовать на такую полноту. Не могут уже по одной той причине, что речь в них идет всего о пя­ ти романах. Но вот какая тут получается удивительная вещь: вроде бы и статья об этих пяти романах получилась большая, и сказано здесь достаточно много, а ощуще­ ние такое, что стоит снова перечитать эти ро­ маны, стоит снова переворошить все отзывы и отклики, которые появились о них и про­ должают появляться,— и непременно воз­ никнут какие-то новые соображения, по­ требность вернуться еще раз к проблемам, в них затронутым, к судьбам человеческим, в них запечатленным. Ибо романы эти об­ ладают одним общим неоспоримым достоин­ ством — глубиной и зрелостью художествен­ ного мышления их авторов. В каждом из них, как мы видели, есть то главное, что свойственно настоящему произведению ис­ кусства,— художественная истина, художе­ ственная идея, которую всегда трудно, а по­ рой и просто невозможно исчерпать до конца. И это, как мне кажется, дает полное право нам сделать далеко идущий вывод, что современная наша проза вышла на са­ мые передовые рубежи, что она достигла нового уровня в художественном освоении действительности, что ей вполне по силам зрело и мудро судить и о вечных проблемах человеческого бытия, и о самых волнующих, животрепещущих злобах дня сегодняшне­ го, который, как убеждают нас современные ооманисты, воистину длится «дольше века». ♦--

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2