Сибирские огни, № 5 - 1983
Входя, протягивала она куда-то в про странство шляпу, но куда бы она ни про тягивала ее, руки Свечкина были тут как тут. Никогда не торопящегося, но всюду успевающего Свечкина. А тонкие ноздри уже трепетали, предвкушая. — Что у нас на ужин?» Очень заманчиво в данном случае квали фицировать Свечкина как человека-машину, человека-робота (что инйе из критиков, ничтоже сумняшеся, уже сделали). Но я никогда не поверю, что можно до такой степени «автоматизировать» себя, никогда не поверю, что у человека, даже живущего в век расцвета науки и техники, может быть некий «пульт управления», способный на прочь отключать все эмоциональные его центры. Если перед нами человек, то чело веческое все равно, хоть однажды, в нем прорвется, как прорвалось оно, к примеру, у «человека-машины» Каренина в его зна менитом «пелестрадал». Ну, а если не прорвется, если данный субъект не спосо бен даже проявить по-человечески чувство ревности, то вывод здесь может быть один: не человек это вовсе, а нечто вроде. Вот и Свечкин нечто вроде человека, существо, сознательно, как мне представляется, обде ленное, лишенное по воле автора целого ря да чисто человеческих качеств,— во имя создания героя-условности, героя-идеи. В пользу того, что герой Р. Киреева не сто лько живой человек, сколько некая вопло щенная идея, можно привести еще один довод. Согласно известной формуле реализ ма, типический (т. е. реальный, взятый из жизни) характер должен действовать в ти пических (т. е. в реальных, жизненных) об стоятельствах. У Р. Киреева мы видим нечто иное. Его Свечкин, как администратор, директор предприятия, живет и действует не в реальных жизненных обстоятельствах, а в некой условной идеальной сфере. Ведь если говорить прямо, без обиняков, то вся эта чудо-фирма «Юг» не столько плод адми нистративного гения Свечкина, сколько плод фантазии автора, чистой воды вымысел, утопия. И Р. Киреев пишет эту современ ную производственную идиллию с вполне определенной целью,— чтобы полнее и яс нее выразить саму идею,' заложенную как в главном герое, так и во всем произведении. Идея же, которую несет в себе Свечкин как литературный образ, в общем-то не но ва; она в той или иной степени уже была воплощена в целом ряде других персона жей — в Сабитжане («И дольше века длит ся день»), в Игоре Селезневе («Ягодные места»), в Рейне Пийдерпуу («Сребопря- хи»). Читатель, конечно, уже догадался, что за идею я имею в виду. Да, это все та же идея «логичного человека», человека, кото рый во всех своих поступках, действиях и помыслах руководствуется голым расчетом, опирается на «чистый интеллект». Только у Р. Киреева эта идея доведена до • своего логического конца, полностью реализована и материализована, ибо носителем ее яв ляется человек, обладающий, в отличие от героев Айтматова, Евтушенко, Ветемаа, большими правами и полномочиями. В са мом деле, кто такие Сабит5кан, Селезнев и Рейн? По сути — еще мальчики, только- только начинающие действовать примени тельно к подлости, подающие надежды де ляги и карьеристы. Свечкин в сравнении с ними — фигура, величина, «значительное ли цо», наделенное огромной властью; свои жизненные принципы о« не только оформил в виде убеждений, не только сотворил из них кредо — он их уже воплотил, овещест вил. И результат этого «овеществления» — идеальное швейное объединение «Юг». Са- битжан же, как и Игорь Селезнев, и Рейн Пийдерпуу, свои «убеждения» пока что претворяет в мелкие, грязные делишки, и гордиться им, прямо скажем, нечем. Свечкин в сравнении с этими пигмеями не просто значительная фигура — он на их фоне выглядит и вполне порядочным человеком, приносящим громадную пользу обществу. Но — вот тут и обнаруживается истинный парадокс — при ближайшем рассмотрении оказывается,, что и «великий Свечкин», и ничтожные в своих делах и помыслах гепои Айтматова, Евтушенко, Ветемаа, по сути, одного поля ягодки, представители одного племени. Тщательно исследуя «феномен Свечкина», давая нам возможность просле дить за поведением этого героя в самых различных ситуациях, Р. Киреев в конце концов снимает с него нимб величия, обна жает всю его духовную пустоту, показыва ет, какую немалую опасность таит в себе этот неистовый поборник голого расчета и «чистого разума». Начинается это разоблачение с момента, когда Свечкин, провоцируемый Кармано вым, ударяется в философию, всерьез заду мывается над проблемой жизни и смерти. Тут, видимо, есть смысл сказать несколько слов об антиподе Свечкина — журналисте Викторе Карманове, который, как мне ка жется, тоже был истолкован критиками из лишне прямолинейно, без учета жанровых особенностей романа «Подготовительная тетрадь», сочетающего в себе и утопию, и сатиру, и элементы философского романа. Карманов, несмотря на то, что персонаж этот куда более «человечен», нежели Свечкин,— все-таки тоже фигура в некотором роде ус ловная, тоже содержащая в себе пародий ное начало. Если железный Свечкин — во площенное рацио, то Карманов — сама чув ствительность и ранимость, с которыми так эффектно контрастируют физические дан ные этого героя, вся его почти двухметровая, гориллоподобная фигура. Если Свечкин — чистой воды «физик», то Карманов — совер шеннейший «лирик», причем этому четкому распределению ролей вполне соответствуют и. те споры, которые возникают время от времени между героями-антиподами. «Свечкин мыслил. — Как было бы хорошо,— произнес он, напряженно усмехнувшись,— если б все на земле думали только о хольнителях и пу говицах. Сигарета замерла в моей руке. Что под разумевал Свечкин? Я прямо спросил его об этом, и он, помедлив, ответил. Все гранди озные идеи, все изнуряющие поиски истины, все хитроумные построения философов и праздных сочинителей («Ваша заумь»,— так кратко и зло охарактеризовал он то, что я пространно развернул сейчас) — все это принесло людям неисчислимые беды. Только беды, и ничего кроме. Горстка очкастых ум ников, вместо того, чтобы шить плащи или стряпать рассольник по-ленинградски, лома ют голову над чепухой, от которой большин ству — подавляющему большинству! — ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2